И это название не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая — льва, третья — умудренного старца с поднятой рукой.

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп — это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями.

Некогда семь великанов-самоедов шли через горы и Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную юру вогулов Ялпингнер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе п стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица.

Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера — Золотую Бабу . Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую Бабу. Страшным голосом закричал , и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 г.: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».

К ее крикам мы вернемся ближе к концу рассказа, а пока о другом. Принято считать, что Золотая Баба — языческий идол народов, населявших обширную территорию от Северной Двины до северо-западных склонов Уральских гор. Эта территория в разные времена называлась по-разному — Биармией, Югорской землей, Великой Пермью.

Первые упоминания о так называемой Золотой Бабе в исторических документах появились более тысячи лет назад в исландских и скандинавских сагах, повествующих о походах викингов за Золотой Бабой в 820, 918 и 1023 гг.

За тысячу лет Золотая Баба «совершила путешествие» от берегов Северной Двины до берегов Оби. Как утверждают исследователи, она проделала столь фантастический маршрут потому, что ее все время приходилось спасать — либо от грабителей-норманнов, либо от воинствующих христианских проповедников. Но где родина идола, откуда появился он в древней Биармии, Югре и Перми и куда он исчез в конце XVI в., — неизвестно.

Как пишет в статье «Где она, Золотая Баба?» Борис Воробьев, все имеющиеся описания идола подводят к тому, что он «не является произведением мастеров древней Перми, поскольку, во-первых, по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к коим относились и югра, и вогулы, и остяки; а во-вторых, создание подобной металлической скульптуры было невозможно из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии» («Техника — молодежи», 1997, № 11).

О Золотой Бабе написано множество статей и книг. Основными же источниками, к которым обращаются те, что пытаются разгадать ее тайны, являются следующие документы: сочинение основателя. Римской академии Юлия Помпония Лета (1428—1497) «Комментарии к Флору», «Трактат о двух Сарматиях» польского историка и географа Матвея Меховского (1457—1523), «Записки о московитских делах» австрийского барона Зигмунда фон Герберштейна (1486—1566). В русских документах первое свидетельство о Золотой Бабе содержится в новгородской Софийской летописи, и относится оно к 1398 г.

Оказывается, золотой идол имел множество имен: Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Медная Статуя, Золотая Владычица, Золотая Женщина, Злата Майя.

Внешний облик Золотой Бабы тоже, по описаниям, очень разный: то стоящая женская статуя, то женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках, то сидящая женщина, очень напоминающая Мадонну, с ребенком на руках, то сидящая нагая женщина и тоже с ребенком.

В России еще одним письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538г. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

В конце XV в. московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый попытались найти Золотую Бабу. Когда стало известно, что идол перенесли на азиатскую часть континента, Курбский и Ушатый во главе четырехтысячной рати перевалили через Урал и приступили к поискам его капища. Было захвачено много югорских селений и обыскано немало потаенных мест, но ни идола, ни храмовых сокровищ найти не удалось.

В 1582 г., почти через 100 лет после похода Курбского и Ушатого, след главного божества Пермяцко-Югорской земли наконец-то отыскался. Осенью того же года казаки три дня безуспешно штурмовали так называемый Демьянский городок в низовьях Иртыша.

Когда они уже было решили отложить наступление, объявился перебежчик, который сообщил, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Услышав об этом, предводитель казаков Богдан Брязга приказал продолжить штурм. Городок был взят, но трофея там не оказалось: служители кумира ухитрились выбраться из окружения и унести его с собой. Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола. В мае 1583 г. казаки были уже на Оби, в местности, называемой Белогорьем.

Здесь находилось священное для аборигенов-остяков мольбище Золотой Бабы, защищенное своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть. Несмотря на все запреты, казаки тщательно обыскали мольбище, но Золотой Бабы так и не нашли. Каким-то таинственным образом она вновь исчезла. Возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. Быть может, сбылось заклятье?!

Спустя некоторое время пропавший из Белогорья идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша. К его капищу, как это бывало и раньше, потянулись все окрестные племена. Божеству несли богатые подношения в виде соболиных шкурок и заморских тканей, приобретенных на торгах обширной Пермяцко-Югорской земли.

В начале XVII в. найти Золотую Бабу попытался миссионер Григорий Новицкий. Он собрал интересные сведения о святилище, где тайно хранился кумир и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Кроме этих сведений, Новицкому больше ничего узнать не удалось.

Через сто лет следы Золотой Бабы вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обьс левой стороны. По предположению современных исследователей, местонахождение идола отодвинуто еще дальше — на Таймыр, в горы Путорана.

В конце XX в. по-прежнему предпринимались попытки найти Золотую Бабу. Последние сведения о ней относятся к лету 1990 г. Их доставила этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН, побывавшая в Ханты-Мансийском автономном округе. Там и по сей день живет небольшое количество северных хантов, которые, по преданиям, отвечали за неприкосновенность Золотой Бабы.

В 1933 г. в этих краях началось раскулачивание. Органы НКВД арестовали шамана и выведали у него путь к святилищу. Однако ханты, защищая святыню, оказали чекистам вооруженное сопротивление. В результате погибло четверо сотрудников НКВД, что повлекло незамедлительные репрессии: практически все взрослые мужчины клана были уничтожены, а многие дети, старики и женщины вымерли за зиму, поскольку охотиться и добывать пропитание они практически не могли — ружья были конфискованы. Даже и теперь, по прошествии стольких лет, оставшиеся в живых ханты с неохотой рассказывают о прошлых событиях и просят не называть их фамилии.

Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что ее переплавили. Однако члены экспедиции рассказали об одном интересном факте: в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранится немало экспонатов, на которые ранее не было музейного паспорта. Как выяснили члены экспедиции, эти вещи поступили из хранилища местного управления КГБ. Отсюда возникает еще один вопрос: если Золотая Баба была не золотая, не пребывает ли она в настоящее время в каком-нибудь спецхране?

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплое предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410г. нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Верховную богиню угров знали под разными именами. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница. И это весьма примечательный факт ее «биографии».

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье, и звали ее Малахитница. Идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой. Короткой строкой

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Сегодня среди жителей Урала живет легенда об Ялпын-Уе, гигантском змее, до сих пор иногда появляющемся «на людях», этакой мансийской анаконде. Может, это связано с легендой о Золотой Бабе?

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз — золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это почти точно изображение зеленоглазого Осириса!

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» — бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида — богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно также и уральская богиня — богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Значит, образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде? Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду сами египтяне звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть — «река Исиды»? По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Название местечка Сысерти, возможно, произошло от систра, древнеегипетского музыкального инструмента.

Таких параллелей здесь великое множество...

О том, что Золотая Баба — Исида, говорил еще старый автор Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских веяний в Сибири... Но это отдельная большая проблема.

По преданию, металлическая Золотая Баба будто бы упала с неба. А может быть, действительно упала? Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба — это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами.

В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать инфразвуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр.

Гора Отортен

Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если верить легенде, что на Отортене «кричала» Золотая Баба.

Так или иначе, охота за Золотой Бабой продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие — золото, третьи — кладезь инопланетной технологии.

Из книги "100 великих исчезновений"

Использование: в ликероводочной промышленности. Сущность изобретения: композиция содержит аир болотный (корень), бадан толстолистный (корень), бадан толстолистый (листья), березовые почки, брусничный лист сушеный, душицу обыкновенную (верхушки цветущих стеблей), гвоздику (нераспустившиеся почки цветов), девясил лекарственный(корень), зверобой пронзенный (цветы и листья), левзею сафлоровидную (корень), левзею сафлоровидную (надземную часть), кедровые шишки с орехами, кедр (кора), клен (почки), мяту курчавую (листья), пион уклоняющийся (корень), родиолу розовую - золотой корень (корень), ромашку лекарственную (цветочные корзинки), тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей), черную смородину (ветки с листьями), яблоки, облепиху, рябину черноплодную, черемуху (сушеную), мед, ванилин, колер при следующем соотношении ингредиентов, кг/1000 дал: аир (корень) 2 - 2,4, бадан толстолистный (корень) 1,9 - 2,1, бадан толстолистый (листья) 1,9 - 2,1, березовые почки 0,1 - 0,3, брусничный лист сушеный 2,9 - 3,1, душица обыкновенная (верхушки цветущих стеблей) 4,9 - 5,1, гвоздика (нераспустившиеся почки цветов) 1,5 - 1,7, девясил лекарственный (корень) 1,9 - 2,1, зверобой пронзенный (цветы и листья) 4,9 - 5,1, левзея сафлоровидная (корень) 0,9 - 1,1, левзея сафлоровидная (надземная часть) 0,9 - 1,1, кедровые шишки с орехами 5 - 5,5, кедр (кора) 0,3 - 0,6, клен (почки) 0,1 - 0,3, мята курчавая (листья) 3,9 - 4,1, пион уклоняющийся (корень) 3 - 3,6, родиола розовая - золотой корень (корень) 2 - 2,6, ромашка лекарственная (цветочные корзинки) 0,9 - 2,1, тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей) 2,7 - 2,9, черная смородина (ветки с листьями) 0,9 - 2,1, яблоки 600 - 655, облепиха 380 - 390, рябина черноплодная 260 - 265, черемуха (сушеная) 75 - 79, мед 290 - 310, сахар 2300 - 2330, колер 740 - 760, ванилин 0,7 - 0,85, апельсиновое масло 0,1 - 0,16, водно-спиртовая жидкость остальное. 2 табл.

Изобретение относится к ликероводочной промышленности. Известна композиция ингредиентов для бальзама, включающая аир болотный, березовые почки, дягиль, володушку, донник лекарственный, зверобой, зубровку, душицу, мяту, майоран, родиолу розовую, ромашку, сосновые почки, тимьян, орех кедровый, шалфей, полынь, тысячелистник, ванилин, колер, сахар и водно-спиртовую жидкость Наиболее близкой к предлагаемой является композиция ингредиентов, содержащая аир болотный (корень), бадан тонколистный (листья), березовые почки, брусничный лист, душицу, гвоздику (нераспустившиеся почки цветов), девясил лекарственный (корень), зверобой пронзенный (цветы и листья), левзею сафлоровидную (коренья), левзею сафлоровидную (подземная часть), мяту курчавую (листья), пион уклоняющийся (корень), кедровый орех, родиолу розовую (корень), ромашку лекарственную, тысячелистник, черную смородину (ветки и листья), облепиху, яблоки, черемуху, черноплодную рябину, ванилин 1:10, апельсиновое масло, мед, сахар, колер и водно-спиртовую жидкость Недостатком данной композиции является то, что бальзам, приготовленный на ее основе, обладает недостаточно высокими тонизирующими и питательными свойствами, так как мало содержит дубильных веществ, танинов, жиров, смол, пуринов и гликозидов, что снижает качество готового продукта и стабильность его при хранении. Композиция бальзама, содержащая аир болотный (корень), базан толстолистный (листья), березовые почки, брусничный лист сушеный, душицу обыкновенную (верхушки цветущих стеблей), гвоздику (нераспустившиеся почки цветов), девясил лекарственный (корень), зверобой пронзенный (цветы и листья), левзею сафлоровидную (корень), левзею сафлоровидную (надземную часть), кедровые орехи, мяту курчавую (листья), пион уклоняющийся (корень), родиолу розовую золотой корень (корень), ромашку лекарственную, тысячелистник, черную смородину (ветки с листьями), облепиху, яблоки, черноплодную рябину, черемуху, ванилин 1:10, апельсиновое масло 1:10, мед натуральный, сахарный сироп, колер и водно-спиртовую жидкость, для достижения технического результата, заключающегося в обогащении готового продукта дубильными веществами, пуринами, смолами, танинами, жирами, гликозидами и повышении таким образом питательных и тонизирующих свойств готового продукта, а также стабильности его при хранении, дополнительно содержит бадан толстолистный (корень), кедр (кору), клен (почки), причем кедровый орех используют совместно с кедровыми шишками при следующем соотношении ингредиентов: кг/100 дал: Аир болотный (корень) 2-2,4 Бадан толстолистный (корень) 1,9-2,1 Бадан толстолистный (листья) 1,9-2,1 Березовые почки 0,1-0,3 Брусничный лист сушеный 2,9-3,1 Душица обыкновенная (верхушки цветущих стеблей) 4,9-5,1 Гвоздика (нераспустившиеся почки цветов) 1,5-1,7 Девясил лекарственный (корень) 1,9-2,1 Зверобой пронзенный (цветы и листья) 4,9-5,1 Левзея сафлоровидная (корень) 0,9-1,1 Левзея сафроловидная (надземная часть) 0,9-1,1 Кедровые шишки с орехами 5-5,5 Кедр (кора) 0,3-0,6 Клен (почки) 0,1-0,3 Мята курчавая (листья) 3-3,6 Пион уклоняющийся (корень) 3,9-4,1 Родиола розовая золотой корень (корень) 2-2,6 Ромашка лекарственная (цветочные корзинки) 1,9-2,1 Тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей) 2,7-2,9 Черная смородина (ветки с листьями) 0,9-2,1 Яблоки 600-655 Облепиха 380-390 Рябина черноплодная 260-265 Черемуха сушеная 75-79 Мед 290-310 Сахар 2300-2330 Колер 740-760 Ванилин 0,7-0,85 Апельсиновое масло 0,1-0,16 Водно-спиртовая жидкость Осталь- ное Следует отметить, что корень бадана содержит большое количество (до 20%) дубильных веществ и гликозид арбутин (10-20%). Кора кедра также очень богата дубильными веществами, танинами, смолами, а почки клена содержат эфирное масло, смолы, дубильные вещества. Кедровые шишки также богаты дубильными веществами, гликозидами, жирами. Таким образом, использование наряду с пряно-ароматическим сырьем (аиром, баданом, брусничным листом, душицой, гвоздикой, девясилом, зверобоем, левзеей, мятой, пионом, родиолой, ромашкой, тысячелистником, черной смородиной), содержащим в сумме 0,413 л эфирного масла, сырья, богатого дубильными веществами, танинами, смолами, жирами, гликозидами (коры кедра, корня бадана, почек клена и кедровых шишек с орехами), обогащают готовый продукт комплексом этих веществ, повышает его питательную ценность и тонизирующие свойства, а также стабильность при хранении за счет использования совокупности коры, почек и кореньев, обладающих тонизирующими и антибактериальными свойствами. Использование в предлагаемой композиции новых, ранее не применяемых в практике ликероводочного производства ингредиентов (корня бадана, кедровых шишек с орехами, коры кедра и почек клена) в сочетании с пряно-ароматическим сырьем обеспечивает повышение физиологической ценности изделий данной группы, так как предлагаемое сочетание ингредиентов обусловливает наличие совокупности веществ, способствующих улучшению основных обменных процессов в организме (гликозиды, дубильные вещества), возбуждающих деятельность обонятельных, вкусовых и пищеварительных органов. Следует отметить, что входящие в состав композиции ингредиенты не просто переносят присущие им свойства в готовое изделие, но и обеспечивают синергический эффект, т.е. введение дубильных веществ, смол, танинов и гликозидов не только повышает стабильность продукта при хранении, но и усиливает усвояемость эфирных масел, вводимых с пряно-ароматическим сырьем. Таким образом, указанные существенные признаки влияют на технический результат обогащение бальзама ценными дубильными веществами, танинами, смолами и гликозидами, сохранение ароматики пряноароматического сырья в готовом продукте и улучшение таким образом качества последнего. Бальзам приготавливают следующим образом. Входящие в композицию для бальзама растительные ингредиенты аир, бадан (листья), бадан (корень), березовые почки, брусничный лист, душицу, гвоздику, девясил, левзею, кедровые шишки с орехами, кедр (кору), клен (почки), мяту, пион, родиолу розовую золотой корень, ромашку, тысячелистник и черную смородину (ветви с листьями) двухкратно заливают водно-спиртовой жидкостью: крепостью 60% при I заливе и 75% при II заливе. Полученные настои I и II сливов соединяют, перемешивают и в дальнейшем используют при купажировании. В купажную емкость вводят яблочный спиртованный сок, морсы облепиховый, черноплодной рябины и черемховый, а затем полученную смесь настоев, разбавленные в спирте апельсиновое масло и ванилин, сахарный сироп, растворенный мед, колер и водно-спиртовую жидкость. Перемешивание купажа производят периодически после внесения каждой составной части в течение 3-5 мин, а затем после окончания купажирования в течение 15-20 мин. Купаж фильтруют, выдерживают 40 ч и направляют на розлив. П р и м е р 1. Для приготовления 1000 дал бальзама "Золотой идол" растительное сырье настаивают с водно-спиртовой жидкостью. Режимы настаивания приведены в табл. 1. Соотношение ингредиентов в композиции следующее, кг/1000 дал: Аир болотный (корень) 2,3 Бадан толстолистный (корень) 2 Бадан толстолистный (листья) 2 Березовые почки 0,2 Брусничный лист сушеный 3 Душица обыкновенная (верхушки цветущих стеблей) 5 Гвоздика (нераспустившиеся почки цветов) 1,6 Девясил лекарственный (корень) 2 Зверобой пронзенный (цветы и листья) 5 Левзея сафлоровидная (корень) 1 Левзея сафлоровидная (над- земная часть) 1 Кедровые шишки с орехами 5,4 Кедр (кора) 0,5 Клен (почки) 0,2 Мята курчавая (листья) 4 Пион уклоняющийся (корень) 3,5 Родиола розовая золотой корень (корень) 2,5 Ромашка лекарственная (цветочные корзинки) 2 Тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей) 2,8 Черная смородина (ветки с листьями) 23 Яблоки 653 Облепиха 388 Рябина черноплодная 261 Черемуха (сушеная) 78 Ванилин 0,8 Апельсиновое масло 0,15 Мед натуральный 300 Сахар 2320 Колер 750 Водно-спиртовая жидкость Остальное Морсы из облепихи, рябины и черемухи получают по табл. 2. Яблочный спиртованный сок получают из 653 кг яблок спиртованием свежеотжатого сока. Кроме настоя для купажа бальзама используют: спирт этиловый ректификованный высшей очистки по ГОСТу 5962, воду питьевую по ГОСТ 2874 с жесткостью до 0,36 моль/м 3 для умягченной воды, а также мед 290 кг, сахар 2300 кг, колер 740 кг, ванилин 1:10 0,7 кг, апельсиновое масло 0,1 кг. В купажную емкость вносят яблочный сок, морсы, настой бальзама, разбавленные в спирте апельсиновое масло и ванилин, спирт-ректификат, часть воды, затем сахарный сироп, растворенный мед, колер и воду для окончательного доведения купажа до заданного объема. Купаж перемешивают после внесения каждой составной части 3 мин, а затем окончательно 15 мин. Купаж фильтруют, выдерживают и направляют на розлив. Купаж содержит, л/1000 дал: Настой бальзама I и II сливов 1080 Облепиховый морс I и II сливов 800 Яблочный спирто- ванный сок 600 Морс черноплодной рябины I и II сливов 600 Черемуховый морс I и II сливов 300 Ванилин 1:10 8 Апельсиновое мас- ло 1:10 1,5 Мед натуральный, кг 290 Сахарный сироп 65,8% -ный 2669 Колер, кг 740 Водно-спиртовая жидкость Остальное по расчету на крепость купажа 34%
П р и м е р 2. Весь процесс приготовления морсов, настаивания и купажирования вели по примеру 1, только композиция ингредиентов имеет следующее состояние, кг/1000 дал: Аир 2,4 Бадан (корень) 2,1 Бадан (листья) 2,1 Березовые почки 0,3 Брусничный лист 3,1 Душица 5,1 Гвоздика 1,7 Девясил 2,1 Зверобой 5,1 Левзея (корень и над- земная часть) 2,2 Кедровые шишки с орехами 5,5 Кедровая кора 0,6 Почки клена 0,3 Мята курчавая 4,1 Пион уклоняющийся (корень) 3,6 Родиола розовая (корень) 2,6 Ромашка 2,1 Тысячелистник 2,9 Черная смородина (ветки с листьями) 2,1 Яблоки 655 Облепиха 390 Рябина черноплодная 265 Черемуха (сушеная) 79 Мед 310 Сахар 2330 Колер 760 Ванилин 0,85 Апельсиновое масло 0,16 Водно-спиртовая жидкость Остальное
П р и м е р 3. Процесс настаивания и приготовления морсов вели по примеру 1, только соотношение ингредиентов в композиции следующее, кг/1000 дал: Аир болотный (корень) 2 Бадан толстолистный (корень) 1,9 Бадан толстолистный (листья) 1,9 Березовые почки 0,1 Брусничный лист сушеный 2,9 Душица обыкновенная (верхушки цветущих стеб- лей) 4,9 Гвоздика (нераспустив- шиеся почки цветов) 1,5 Девясил лекарственный (корень) 1,9 Зверобой пронзенный (цветы и листья) 4,9 Левзея сафлоровидная (корень) 0,9 Левзея сафлоровидная (надземная часть) 0,9 Кедровые шишки с орехами 5 Кедр (кора) 0,3 Клен (почки) 0,1 Мята курчавая (листья) 3,9 Пион уклоняющийся (корень) 3 Родиола розовая золотой корень (корень) 2 Ромашка лекарственная (цветочные корзинки) 1,9 Тысячелистник обыкновен- ный (верхушки цветущих стеблей) 2,7 Черная смородина (ветки с листьями) 0,9 Колер 740 Яблоки 600 Облепиха 380 Рябина черноплодная 260 Черемуха сушеная 75 Мед 290 Ванилин 0,7 Сахар 2300 Апельсиновое масло 0,1 Водно-спиртовая жидкость Остальное
Во всех примерах бальзам имеет крепость 34% общий экстракт 32,0 г/100 см 3 , цвет темно-коричневый, аромат пряный, сложный, без выделения отдельных ингредиентов, вкус пряный. Предлагаемая композиция ингредиентов позволяет повысить тонизирующие и питательные свойства готового продукта и расширить ассортимента бальзамов за счет использования совокупности ингредиентов пряно-ароматического сырья, кореньев и почек, обладающих тонизирующими антибактериальными свойствами.

Формула изобретения

Композиция ингредиентов для бальзама, содержащая аир болотный, бадан толстолистный (листья), березовые почки, сушеный брусничный лист, душицу обыкновенную (верхушки цветущих стеблей), гвоздику (нераспустившиеся почки цветов), девясил лекарственный (корень), зверобой пронзенный (цветы и листья), левзею сафлоровидную (корень), левзею сафлоровидную (надземную часть), кедровые орехи, мяту курчавую (листья), пион уклоняющийся (корень), родиолу розовую золотой корень (корень), ромашку лекарственную (цветочные корзинки), тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей), черную смородину (ветки и листья), яблоки, облепиху, рябину черноплодную, сушеную черемуху, ванилин 1 10, апельсиновое масло, мед, сахар, колер и водно-спиртовую жидкость, отличающаяся тем, что кедровые орехи используют совместно с шишками, а в композицию дополнительно вводят бадан толстолистный (корень), кедр (кору) и клен (почки) при следующем соотношении ингредиентов, кг/1000 дал:
Аир болотный (корень) 2,0 2,4
Бадан толстолистный (корень) 1,9 2,1
Бадан толстолистный (листья) 1,9 2,1
Березовые почки 0,1 0,3
Сушеный брусничный лист 2,9 3,1
Душица обыкновенная (верхушки цветущих стеблей) 4,9 5,1
Гвоздика (нераспустившиеся почки цветов) 1,5 1,7
Девясил лекарственный (корень) 1,9 2,1
Зверобой пронзенный (цветы и листья) 4,9 5,1
Левзея сафлоровидная (корень) 0,9 1,1
Левзея сафлоровидная (надземная часть) 0,9 1,1
Кедровые шишки с орехами 5 5,5
Кедр (кора) 0,3 0,6
Клен (почки) 0,1 0,3
Мята курчавая (листья) 3,9 4,1
Пион уклоняющийся (корень) 3,0 3,6
Родиола розовая золотой корень (корень) 2,0 2,6
Ромашка лекарственная (цветочные корзинки) 1,9 2,1
Тысячелистник обыкновенный (верхушки цветущих стеблей) 2,7 2,9
Черная смородина (ветки и листья) 0,9 2,1
Яблоки 600 655
Облепиха 380 390
Рябина черноплодная 260 265
Сушеная черемуха 75 79
Мед 290 310
Сахар 2300 2330
Колер 740 760
Ванилин 1 10 0,7 0,85
Апельсиновое масло 0,1 0,16
Водно-спиртовая жидкость Остальное

Где находится «Золотая баба»?

Некоторые сибирские и особенно уральские легенды полны мистических загадок. Несмотря на то, что эти легенды звучат фантастично, многие до сих пор воспринимают их как исторические факты. К таким рассказам относятся и легенды о «Золотой Бабе», или «Золотой Богине».

Они повествуют, что где-то на Урале или в других местах российского Севера спрятана золотая статуя языческой богини. Этой легенде уже много столетий, но и сегодня находятся те, кто пытается отыскать загадочную статую. Что же это за богиня?

Сорни-Эква

Речь идёт о верховной финно-угорской богине, которую ханты и манси именуют Калтась-Эква. Она является женой самого Нум-Торума, самого главного ханты-мансийского божества. Иногда она выступает и как сестра Нум-Торума. Это богиня-мать, которую принято представлять в виде молодой девушки или женщины с длинными золотистыми волосами. Считается также, что она олицетворяет утреннюю зарю. У неё много эпитетов, один из которых известен больше всего – Сорни-Эква, то есть Золотая Женщина. Калтась покровительствует родам, связывается с появлением новой жизни, при этом она имеет отношение и к земной сфере, и даже к подземной. Там, где манси обустраивали женские культовые места, обязательно присутствовали статуи Калтась-Эквы. Видимо, это и является одной из причин, по которой её связывают с упомянутой «Золотой Бабой». Под своим прозвищем Сорни-эква эта богиня знакома многим другим финно-угорским народам – в частности, коми и коми-пермякам.

Скандинавские саги

Любопытно, что первые упоминания о «Золотой Бабе» содержатся в древних скандинавских сагах. Некоторые из этих рассказов приводил в своей книге «Круг земной» исландский писатель Снорри Стурлусон (XIII век). В одном из них рассказывается, как великий норвежский вождь викингов Торир Собака отправился со своей дружиной в Биармию – легендарную страну, расположенную, по тогдашнему мнению, на территории русского Севера. Там, возле реки Двины, они нашли святилище, в котором оказалась деревянная статуя, имевшая на голове золотую корону, а в руке державшая чашу с серебряными монетами. Правда, данное святилище было посвящено Юмале – карело-финскому божеству. Однако впоследствии «Золотую Бабу» упоминали русские летописи, рассказывающие о народе коми и жизнеописании Стефана Пермского.

Упоминания иностранцев

О «Золотой Бабе» неоднократно писали средневековые европейские путешественники, посещавшие Россию. Это и Герберштейн, и Гваньини, и Мацей Меховский, и ряд других известных европейцев. Каждый из них помещал «Золотую Бабу» в разных местах Севера – от Урала до нижнего течения Оби. Многие из них описывают статую как изображение старухи с ребёнком на руках или в утробе, а рядом находится другой ребёнок – её внук.

Мнение русских учёных

В XVIII веке историю и обычаи северных народов описывали такие русские учёные, как Лепёхин и Миллер. Они предполагали, что «Золотая Баба» – это языческая статуя, которую увезли с собой на Обь представители народа коми, которые не желали принимать христианство.

Существует ли «Золотая Баба» в действительности?

Исследователи и энтузиасты, осуществляющие поиски легендарной статуи, опираются лишь на средневековые рассказы и мифологию северных народов. Само отождествление статуи с Сорни-эквой кажется неубедительным, ведь ханты-мансийская богиня была молодой девушкой, а не старухой.

Интересно свидетельство русского учёного XVII – XVIII веков Семёна Ремезова, исследовавшего Сибирь и составившего богато иллюстрированную «Летопись» – историческое сочинение о русском Севере. В ней рассказывается, что Золотая Баба – это хантыйский идол, который находился в Демьянском городке, но таинственным образом исчез оттуда после покорения его войсками Ермака. В книге содержится и рисунок этого идола. В настоящее время в селе Уват (Тюменская область), в знаменитом краеведческом музее, находится реконструкция жертвенника вместе со статуей, выполненная на основе этого рисунка.

Золотая Баба сегодня фигурирует только в мифах и легендах. Предположительно именно она являлась главным идолом, которому поклонялись в древности народы Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.

Мифы о золотом идоле

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Культ «золотой богини» у славян

Похоже, поклонялись Золотой бабе и в Древней Руси. В языческих преданиях славян упоминается Храм Золотой Бабы, расположенный «в стране Обдорской, при устье реки Обиго» (вероятно, имеется в виду река Обь). Она считались покровительницей беременных женщин и повитух. Ей приносили в жертву золото, серебро и меха. Поклониться идолу приезжали даже чужестранцы. Исследователи древнего славянства считают, что Золотая Баба являлась главной среди Рожаниц – богинь, отвечающих за человеческую судьбу.

По мнению большинства исследователей, речь шла о мансийской богине Сорни-эква, имя которой в переводе означает «Золотая женщина». Князь Н.С. Трубецкой, занимавшийся этнографией, считал, что это Калташ-Эква, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума, покровительствующая всему живому и определяющая судьбу каждого человека.

Где искать Золотую бабу?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Довольно подробную информацию об этом можно прочитать в книгах о Руси европейских путешественников XVI века. Правда, сведения о местонахождении святилища Золотой Бабы достаточно противоречивы. К примеру, М. Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой «при проникновении в Скифию» . А вот С. Герберштейн в 1549 году, А. Гваньини в 1578 году и Д. Флетчер в 1591 году указывают, что он спрятан вблизи устья Оби.

В своих записках, сделанных во время путешествия по России, римский посланник Сигизмунд Герберштейн сообщает: «Рассказывают, а, выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи – это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже виден снова еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук, вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра» .

На одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками во главе с атаманом Брязгой статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

В 1961 году статую будто бы обнаружили в окрестностях поселка Юильск в верховье реки Казым, примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Но она оказалась не золотой, а деревянной, сверху покрытой серебром. Поэтому пошли слухи о подмене. Тем не менее, все, кто имел дело с идолом, умерли один за другим. Хотя понятно, что информация совершенно непроверенная… К тому же «Юильский идол» вскоре исчез.

Где сейчас таинственная Золотая Баба, если она действительно существует, неведомо. Может, идол спрятан в одной из потаенных уральских пещер в ожидании своего часа…

Золотой Идол

Золотой Идол является одним из самых желанных типов , который можно отыскать в любой стандартной зоне игры. Идол выглядит как огромное лицо, сделанное из золота. Его дороговизна сгубила многих жадных , так как этот предмет тщательно охраняем опасными , ведь самые богатые сокровища всегда таят в себе риск.

Также, можно просто разбомбить ледяную платформу с Идолом и затем уже его подобрать. Но делать это рискованно, ввиду непредсказуемости взрыва и наличия огромной внизу уровня. Альтернативно, вы можете выстроить лестницу из и безопасно изъять Идола , спустившись или поднявшись по таковой. Стоит учесть, что - крайне скользкое место, поэтому необдуманно бегать по бывает опасно... Особенно по такой узкой платформе, как ловушка данного Золотого Идола .

Идол в

Золотого Идола можно отыскать в двух совершенно разных вариациях ловушек. Обычно, он расположен в маленькой комнате, которая выглядит пустой. Как только вы его подымете, двери выхода из этой комнаты закроются, а потолок начнёт медленно опускаться. Сбежать из такой западни можно лишь с помощью или (разрушив любую прилегающую стену). Если же вы продырявите пол, то опасность быть раздавленным всё ещё останется, так как потолок продолжит опускаться до тех пор, пока не врежется в тяжелый объект. Есть одна хитрость: можно в отверстии двери расположить , чтобы предотвратить полное закрытие комнаты и потом легко выбраться на обратном пути, так как дверь заклинит. Стоит учесть, что сразу убивают героя при сближении, даже если на них просто налететь.

Альтернативная версия ловушки с Золотым Идолом - жертвенная яма. На уровне генерируется огромная впадина высотой с сам уровень. Внутри её стен встроены , а на дне бурлит . Как только вы подымете Идола , пол тут же осыпется, сбрасывая

Идол в

Золотого Идола можно отыскать под охранной опасных , где-то посреди уровня. Чтобы драгоценность украсть, придётся очень осторожно пробраться в эпицентр ловушки, которая находится в постоянном движении. После поднятия Идола ничего не произойдёт, но выбраться оттуда будет крайне тяжело, так как придётся выполнить те же действия, что и при входе, только реверсом. Зачастую, это сбивает с толку и приводит к глупой гибели. Глупой, потому как в не бывает (неизвестно, так ли это ) и использовать деньги не представится возможным. Поэтому нет действительно внятной причины его красть, рискуя жизнью. Мало того, если спровоцировать взрыв рядом с этими , то вы активируете непредсказуемый эффект домино, так как каждый из шариков является мини версией . Что ещё более усугубляет ситуацию - такие ловушки могут быть расположены и просто в разных частях уровнях. Если один шар зацепит другие, то и они начнут движение, превращаясь в смертельное цунами.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png