Покоренные инками народы в большинстве своем принадлежат к одной и той же цивилизации, географические контуры которой могут быть опре-делены довольно четко. Область, которую археологи называют «центральными Андами», вклю-чает в себя побережье, горы и амазонское пред-горье современного Перу, высокогорья Боливии и крайний север Чили. С запада она ограничена Тихим океаном, с востока — амазонским лесом. Ее северный рубеж совпадает с рекой Тумбес (вблизи современной границы между Перу и Эквадором), линией изменения режима дождей (экваториально-го на севере, тропического на юге) и понижением горной цепи. Эта экологическая граница дублиру-ется барьером географическим: 400 километров ле-систых тропических гор и пересеченная местность разделяют Кахамарку, что на севере Перу, с эква-дорской Лохой. На побережье 200 километров пу-стыни разделяют долину Ламбайеке с долиной Пиуры (север Перу). У южных границ центральных Анд верхние плато, которые продолжают бассейн озера Титикака к югу, плавно переходят в огромные соле-ные пространства, почти необитаемые, которые на тихоокеанском побережье утыкаются в обширную пустыню Атакама. Боливийская долина Кочабамбы, уже отделенная от верхнего плато тремястами ки-лометров гор, изолирована и от регионов, располо-женных чуть восточнее, крайне негостеприимной боливийской горной цепью.

Эти границы не стали помехой для культурных, экономических и даже политических отношений. Товарообмен между Андами и, к примеру, Ама-зонией всегда был интенсивным, а в некоторых местах инки распространили свое господство и до верхней Амазонии. Эти рубежи определяют скорее территории с достаточно разнящимися географическими условиями, где можно развивать различные способы организации жизни. Испан-цы очень быстро уловили эти географические и культурные совпадения. Они дали определенно-му нами чуть выше пространству имя «Перу» — по названию южноколумбийского или эквадорского участка побережья, с которым одна из экспедиций впервые ознакомилась в 1520-х годах, — отчетливо противопоставив его «провинциям Кито», соот-ветствующим современному Эквадору (который является частью северных Анд), и «Чили», терри-тории индейцев мапуче (которая является частью Анд южных). Именно в этом смысле здесь и будет употребляться слово «Перу», из него исключаются лишь две амазонских трети современной республи-ки Перу и, наоборот, к нему присоединяется высо-когорья современной республики Боливия и север Чили. За исключением верхних южных плато, цен-тральные Анды представляют собой раздроблен-ную, неоднородную территорию. Прибрежные долины перемежаются с пустынями в несколько десятков километров длиной. Андские долины за-частую очень узкие, даже крошечные, и, опять же, изолированы одни от других крутыми склонами или практически непреодолимыми цепями гор.

Регионы производства

В центральных Андах путешественник, переме-щаясь от океана к амазонскому лесу, может обнару-жить на пространстве в 200 км огромное множество экосистем. Подобное разнообразие и близость различных жилищ и поселений не встречается больше ни в одном уголке мира и детерминиро-вано крайне самобытными формами экономиче-ской и социальной организации. Перуанцы разли-чали (и продолжают различать) три основных типа сфер и регионов производства, которые распреде-ляются по вертикальной оси. На языке кечуа терми-ном юнканазывают жаркие влажные земли, которые простираются от одной части Анд до другой между 1500 и 2800 м (в зависимости от места) над уровнем моря. Умеренные горные долины, которые в неко-торых регионах поднимаются до 3500 м — верхний предел разведения маиса, — получили имя кечуа. Высокогорные безлесные саванны, расположенные на высоте от 3000 или 3500 м до 4800 или 5200 м, назы-ваются пупа. Заморозки здесь делают бесполезным всяческое орошение. На высоте порядка 5000 м пуна сменяется скалистыми образованиями, над которыми высятся заснеженные вершины и ледни-ки и вся растительность которых ограничивается лишайниками и мхом. Высота нескольких десятков горных вершин превосходит 6000 м.

Между песками Атакамы и Пиуры побережье Южной Америки представляет собой пустынную полосу, где, за исключением легкой зимней измо-роси, никогда не идут дожди. Спускающиеся с Анд реки образуют там долины-оазисы, разделенные расстояниями в 20—60 км. Очень узкие на юге, бо-лее широкие, но короткие в центре, эти долины широки и глубоки на севере, где они дали приста-нище некоторым наиболее сложным и блестящим обществам древнего Перу. За долгие тысячелетия обитатели побережья развили гигантскую сеть ир-ригационных каналов, что позволяло им разводить маис, хлопок, обычную и бутылочную тыкву. Выше 300 м, где наиболее жарко, разводили коку (которая является возбуждающим средством и притупляет чувство голода), стручковый перец и фруктовые деревья: аннону, авокадо, гуаву и паку. Чрезвычай-но богатые планктоном, омывающие побережье холодные воды поражают многообразием морской фауны, благодаря чему в тех местах обитают огром-ные стаи промышляющих рыбной ловлей птиц, по-мет которых (гуано) еще с древних времен исполь-зуется в качестве удобрения. Восточные предгорья Анд были заселены не столь густо, как побережье и высокогорья, но представляли большой экономиче-ский интерес для горцев, которые устраивали там поселения, разводя коку, хлопок, тыкву, перец, ара-хис и авокадо. Из этих растений они экстрагирова-ли смолу и благовония, а также использовали их в качестве лекарственных средств.

Наибольшая концентрация горного населения наблюдалась в умеренной зоне, кечуа, между 2500 и 3500 м, где туземцы культивировали маис, фасоль, киноа, а также корнеплоды и таруи (семейство бобовых). Благодаря ирригации эти земледельцы давным-давно научились удлинять сельскохозяй-ственный сезон и сглаживать неудобства, вызван-ные переменчивостью погоды. При инках были построены тысячи километров каналов, которые добавились к тем, что были возведены предыду-щими государствами. Они повсеместно увеличили число орошаемых террас, так как умеренная зона располагается главным образом на склонах и не мо-жет должным образом эксплуатироваться без зна-чительных работ по благоустройству территории.

Пупы — это покрытые всевозможными злаками и кактусами степи, которые занимают большую часть территории центральных Анд. Там обитают представители семейства оленевых (луйчу и тарука), грызуны, семейства шиншилловых (вискача), дикие верблюды (викуньи) и хищники (например, лисицы или пумы). На многочисленных озерах можно встретить самых разнообразных птиц. Для людей пупа является приоритетной зоной экстен-сивного разведения лам и альпак. В нижней части пуны, во впадинах, защищенных от ночных замо-розков, между 3500 и 4000 м, выращивают кор-неплоды: картофель (папаизвестно 470 его раз-новидностей), оку, ольюко, машуа, анью, маку, а также зерновые — каньиву и киноа. От Кахамарки до Куско пуна представляет собой одну большую волнистую степь. На юге она образует вокруг бас-сейнов озер широкие плато, которые простирают-ся вплоть до боливийской провинции Липес. Эти верхние плато определяют в недрах центральных Анд специфичное пространство, центром которо-го и являются, — испанцы называли его «Чаркас», затем «Верхнее Перу». В сердце этого простран-ства расположено озеро Титикака (самый высокий судоходный водоем в мире), у берегов которого находятся самые плодородные земли верхнего плато, — умеренный климат этих мест благопри-ятствует земледелию. «Доиспанские» обитатели верхних плато расширили сельскохозяйственные площади благодаря технологии «затопляемых полей», которая создает вокруг борозд тепловую защиту. Эта технология, способствовавшая разви-тию Тиауанако, канула в Лету вскоре после Испан-ского завоевания. В той части Перу, что располо-жена к северо-западу от линии водораздела между бассейном озера Титикака и регионом Куско, пуна представляет собой скорее периферийное про-странство, гораздо менее значимое с точки зрения демографии и политики. Но относительно слабое заселение этой волнистой пуны ничуть не прини-жает ее экономическую важность для населения, проживавшего в нижних ее районах: в этих степях обитает множество животных, которые в Андах яв-ляются одним из основных источников богатства.

Погода в центральных Андах почти не меняет-ся, и времена года определяются не «теплыми» и «холодными» месяцами, но выпадением осадков. Здесь есть сезон дождей, от октября до апреля, и сухой сезон, от мая до сентября. На восточном склоне дожди не редкость, тогда как на западном они проходят нечасто.

Северные Анды («провинции Кито») в геогра-фическом плане от Анд центральных отличаются довольно-таки сильно. Побережье там покрыто мангровыми и тропическими лесами, которые инки сочли негостеприимными и, в сущности, даже не пытались интегрировать в свою империю. Влажные прерии, которые простираются выше 3500 м, хотя и благоприятствуют разведению лам и альпак, эксплуатировались лишь тогда, когда инки приводили туда свои стада. Горные долины (пейзаж которых во многом схож с ландшафтом перуанской кечуа) с давних времен густо населе-ны земледельцами, чем, судя по всему, и объясня-ется тот величайший интерес, который проявили к ним инки. Никакой другой регион, однако, не оказал им столь ожесточенного сопротивления, вероятно, потому, что северные андские общины, развивавшиеся в несколько иной среде, нежели их перуанские соседи, сильно отличались от послед-них с социально-экономической и культурной точ-ки зрения, чтобы легко согласиться на вступление в те политические и идеологические структуры, которые хотели навязать им инки.

Империя «Четырех сторон света»

На момент Испанского завоевания Инкская им-перия насчитывала от 10 до 12 миллионов жителей и представляла самую густонаселенную горную цепь в мире. Инки называли свое государство Тауапшипсуйу, что на языке кечуа буквально означает «четыре объединенные полосы» и что иногда пе-реводят как «четыре стороны света». Тауантпинсуйу действительно было разделено на четыре части, каждая из которых простиралась от одной до дру-гой из четырех основных дорог, что отходили от столицы. Ввиду отсутствия двухмерных карт, инки представляли себе контролируемые ими террито-рии как пространство между дорогами, вдоль ко-торых находились возведенные ими администра-тивные центры и постоялые дворы. Каждая из чет-вертей империи, таким образом, инкам казалась «полосой», определенной одной из этих дорог. Существовали текстильные «карты» в форме кипу, где каждая дорога была обозначена веревочкой, на которой узелками отмечались провинции, города или постоялые дворы. Название Тауантпинсуйу ука-зывает также на то, что, через свое господство, инки намеревались обеспечить общность террито-рии, которая представлялась им в виде этнической и лингвистической мозаики, помещенной в некое географически раздробленное пространство.Об-ряды и легенды инков свидетельствуют о том, что в Куско они видели как раз таки священный центр этого воссоединившегося мира.

Каждая из четырех частей, составлявших Им-перию, была известна под именем одной из эт-нических групп, которая в ней обитала и кото-рая метонимически обозначала другие группы. К северо-западу от Куско простиралась Чинчасуйу, или «полоса чинча», по названию богатого при-брежного государства, с которым инков связы-вали многовековые связи. К юго-западу тянулась Кунтисуйу, или «полоса копти», важной группы, поселившейся в этой части приморского склона гор. К югу уходила Кольясуйу, или «полоса колья», народа, который занимал северную часть бассей-на озера Титикака и долгое время являлся глав-ным соперником инков. К востоку разворачива-лась Аптисуйу, где, помимо прочих, жили анти, которых испанцы также называли «анды». Они занимали покрытый тропической растительно-стью горный массив, находившийся к северо- востоку от Куско и именуемый испанцами «Гор-ной системой андов». Сам термин «Анды» начал употребляться в отношении этой горной системы гораздо позже.

Куско

Расположенный на высоте 3450 метров, в до-лине реки Уатанай, Куско не выглядел четко структурированным городом. Столица была от-носительно мелким центром, разместившимся у подножия холма, поселением, в котором были сконцентрированы элитные строения и окрестно-сти которого расстилались по отрогам долины.

Действительно, чтобы максимально расширить площадь пригодных для обработки земель, инки возводили в глубине долины лишь террасы, доро-ги и каналы. Строения Куско были «зажаты» между двумя реками-каналами, Уатанайи Тульюмайу.

Принято считать, что в Куско проживало от 15 000 до 20 000 человек, главным образом пред-ставителей элиты и их слуг. Здесь же находились дворцы умерших Инков. В них хранились мумии правителей и их потомков, а также, как и в хра-мах, множество золотых и серебряных предме-тов в виде посуды, статуй и пластин, украшавших стены и крыши. Для инков эти металлы не имели денежной ценности, а их использование являлось уделом лишь знати. Крайняя степень аккумуляции их в столице, вероятно, должна была подчеркнуть священный характер этого места. Куско, таким об-разом, был прежде всего религиозным городом и своего рода музеем памяти об инкских правителях. Боги и умершие почти беспрестанно и в огром-ных количествах получали там подношения, по-требляя довольно-таки значительную часть ренты правящего Инки. Хуан Поло де Ондегардо, испан-ский чиновник, который тщательно изучал инков в 1550-е годы, описывал столицу так: «Куско был домом и жилищем богов, и в городе невозможно было найти ни одного фонтана, прохода или сте-ны, о которых бы не говорили, что у них есть своя тайна». Стоило путешественникам открыть для себя этот город, перейдя через перевал, как они уже не жалели для него молитв и подношений.

"Канча" в Олъянтайтамбо

Базовым элементом инкского градостроитель-ства являлась совокупность прямоугольных в пла-не, однокомнатных и одноуровневых, строений, расположенных вокруг какого-либо двора. Такую постройку называли канча («огороженное место»), так как обычно она была окружена высокой стеной с одной или двумя входными дверьми, что гаран-тировало обособленность проходившей за этой «оградой» жизни.

Предположительная перспектива площадей Аукайпата (1) и Кусипата (2) в Куско.

А - Современное расположение церкви св. Франциска; В - Современное расположение дома Гарсиласо де ла Веги

Такая структура была характерна как для обыч-ных жилищ, так и для дворцов и храмов, в которых «проживали» боги. Улицы Куско представляли со-бой узкие проходы между высокими стенами, за-ключавшими в себе эти жилые или религиозные комплексы. С одной из сторон города находилась огромная, 190x165 м, площадь. Она была известна под названием Аукайпата («площадь отдыха»), так как служила для проведения крупных обрядовых пиршеств. Ограниченная с одной из сторон рекой Уатанай, она тянулась вдоль этой реки, плавно пе-реходя в другую, почти столь обширную площадь, которая называлась Кусипаша («площадь увеселе-ний»), — на ней проходили военные парады.

Куско выглядел относительно однообраз-ным: большинство домов, храмов и дворцов были одноэтажными, и все без исключения имели со-ломенную кровлю; никакое сооружение, вроде мексиканских пирамид, не выделялось среди этих однородных строений. Городской рисунок во многом был продиктован топографией: здания центра располагались на высоком отроге, разде-лявшем реки Тульумайу и Уатанай, тогда как про-чие постройки громоздились друг над другом на склоне холма.

Над всем этим скоплением зданий высилась огромная крепость и храм Саксайуаман, постро-енная на возвышенности в северной части города. Сегодня от нее остались лишь самые большие кам-ни, те, которые испанцам не удалось переместить при строительстве колониального города.

Город Куско в описании Педро Санчо (1534 г.)

Этот город — величайший и прекрасней-ший из всех, когда-либо виденных в этой стра-не или где-либо в Вест-Индии. Он настолько красив, а здания его настолько прекрасны, что он был бы великолепен даже в Испании.

Он весь состоит из жилищ, принадлежащих сеньорам, так как простые люди в нем не жи-вут. [...] Большая часть зданий построена из камня, а у остальных из камня сделана полови-на фасада. Есть также много домов из саман-ного кирпича, очень умело построенных. Они располагаются вдоль прямых улиц по крестоо-бразному плану. Все улицы — мощеные, а по-середине каждой улицы проходит облицован-ный камнем канал для воды. Единственный недостаток этих улиц в том, что они узкие: только один человек может проехать верхом по каждой стороне канала. [...] Площадь, ква-дратная по форме, находится в наиболее равнинной части и полностью покрыта мелким гравием. Вокруг высятся четыре господских дома, из тесаного камня и раскрашенные. Са-мым красивым из четырех является жилище Гуайнакабы [=Уайна Капак], старого касика. В него ведет вход из красного, белого и раз-ноцветного мрамора, и он украшен другими двугранными конструкциями, великолепны-ми на вид [...] На вершине круглого и очень крутого холма, нависающего над городом, стоит невероятно красивая крепость из камня и самана. Ее большие окна выходят на город, что делает ее еще более прекрасной. За кре-постной стеной находятся многочисленные здания, а посреди них — главная башня цилин-дрической формы, в четыре или пять этажей. [...] Камни [башни] такие гладкие, что могут сойти за полированные доски. [...] В крепости столько помещений и башен, что одному че-ловеку никак не осмотреть их за день. Многие испанцы, бывавшие в Ломбардии и в других чужеземных королевствах, утверждают, по-сетив ее, что никогда не видели ни подобно-го здания, ни столь же хорошо укрепленного замка. [...] Самое прекрасное, что можно уви-деть в этом городе, — это его крепостная сте-на. Она сложена из камней столь огромных, что ни за что не поверишь, что их поставили на места обычные люди. Они такие крупные, что кажутся кусками скалистых гор.

Стены Саксайуамана (согласно Джорджу СквайrУ, 1877 г.)

Долина реки Уатанай отличалась очень плот-ной застройкой. Рядом, в предгорьях инки возвели террасы, ирригационные каналы, комплексы хлеб-ных амбаров и новых деревень, где они размещали крестьян, прибывавших из различных провинций империи. Здесь же находились и загородные дома представителей местной аристократии, а также храмы. Общее количество жителей столицы и ее предместий могло достигать 100 000 человек.

«Куско» (Куску) — термин из языка аймара, означающий «сова». Согласно инкскому мифу об основании этого города, Манко Капак, прибыв в окрестности будущего Куско, приказал одному из своих братьев, Айару Аукеу взлететь на каменный столб, расположенный неподалеку от того места, на котором однажды возникнет Золотой Храм (Ко- риканча), и закрепиться там, дабы обозначить свое владение этой территорией. Айар Аука так и сде-лал, превратившись в указанном месте в камень. Этот монолит известен с тех пор под именем Куску Уанка, «Скала Совы», вероятно, потому, что Айар Аука превратился именно в эту птицу, чтобы доле-теть до сего межевого камня. Он-το и дал свое имя этому поселению, постепенно разросшемуся во-круг него и ставшему называться просто Куско.

Область метрополии

Выше долины реки Уатанай, в радиусе пример-но 70 км, простиралась собственно территория инков, та, на которой они основали протогосудар-ство за несколько веков до образования Тауаптип- суйу. Защищенная каньоном реки Апуримак, через которую можно было переправиться лишь по под-весным мостам, и граничащая с амазонским лесом, эта территория была почти неприступной, за ис-ключением разве что долины реки Вильканота — владений племен капа и канчи, союзников инков.

Все правители, начиная с Виракочи и заканчи-вая Уаскаром, возводили себе загородные рези-денции именно в этом регионе, вместе со своим Двором проживали в течение сухого и холодного сезона. Излюбленной территорией для строитель-ства этих загородных дворцов была долина реки Вильканота, между Писаком и Мачу-Пикчу, нахо-дившаяся неподалеку от столицы, но обладавшая гораздо более мягким климатом. Все резиденции были оснащены усовершенствованными гидрав-лическими конструкциями: резные фонтаны изли-вали воду каскадами посредством каналов, а также искусственных озер, в которых, под звуки журча-щей воды, отражались строения. Повсюду вокруг простирались леса, парки и охотничьи заповед-ники. В регионе Куско имелось по меньшей мере 18 таких владений. Одним из наиболее утончен-ных являлся дворец Киспигуанка, построенный Уай-на Капаком неподалеку от современного городка Урубамба, на высоте 2800 метров. С точки зрения географического положения одним из наиболее впечатляющих выглядит принадлежавший Инке Виракоче дворец Какиа-Шакшагуана (современный Учуй-Куску) — расположенный на выступе на высо-те 3650 метров, он на 600 м возвышается над доли-ной Вильканоты. Но самая знаменитая резиден-ция правителей — это, конечно же, Мачу-Пикчу, находящаяся в трех-четырех днях пути от Куско. Построенный Пачакути, дворец Мачу-Пикчу, с его 200 строений, мог послужить комфортным прибежищем для 750 человек одновременно. Еду и напитки в него доставляли из столицы, так как Мачу-Пикчу почти не располагает сельскохозяй-ственными террасами и по соседству нет ни одно-го крестьянского двора, как, впрочем, и складских помещений. Не было обнаружено в нем и земле-дельческих орудий. Воины и управляющие, ве-роятно, размещались лагерем вокруг поселения. В резиденции Инки имеются термы и сад, как и в других местах, например в Кахамарке. Но главная деятельность Двора разворачивается внутри, на площади, которая занимает примерно треть всей площади поселения (если не считать террасы). Мачу-Пикчу, вероятно, главным образом был призван укреплять социальные связи между инками посредством пиршеств и религиозных церемоний во время сухого сезона. Пачакуши знал, что соперничества и конфликты — отнюдь не редкость в недрах элиты, и, по всей видимости, хотел создать приятную и гармоничную обстанов-ку, в которой можно было бы поклоняться богам и наслаждаться жизнью в обществе представителей самых могущественных семейств Куско.

Центры провинций

Инки создали около 80 административных и це-ремониальных центров на новых местах, призван-ных служить центрами провинций. Большинство расположены в четырех или пяти днях пути друг от друга.

В этих центрах всегда есть очень большая площадь, прямоугольная или тра-пециевидная, где население провинции периоди-чески пировало на средства Инки, в благодарность за работу на благо правителя. В таких случаях ре-лигиозные церемонии позволяли обновлять согла-шение, заключенное между Инкой и его поддан-ными. Обряды подношений богам проводились на возвышенной платформе (усну), чтобы в них мог участвовать весь собравшийся на площади народ.

Таким образом, инкские поселения были не просто настоящими городами, или даже адми-нистративными центрами, но «центрами благо-состояния». В них отсутствовал рынок, и на про-тяжении большей части года обитаемыми были лишь некоторые из их строений. К тому же после Испанского завоевания эти «искусственные» горо-да были поспешно оставлены. Так, постоянное на-селение Атун-Шауши, одного из наиболее крупных центров, составляло всего порядка 7000 человек.

Но когда город заполнялся людьми для соверше-ния обрядов, которые превозносили имперское единодушие, его численность возрастала много-кратно. Конкистадор Мигель де Эстете, который в 1532 году видел это поселение в подобных обсто-ятельствах, решил даже, что оказался в одном из крупнейших городов на всем континенте. Эрнандо Писарро, побывавший там в 1533 году, утверждает, вероятно, несколько преувеличивая, что видел там 100 000 «служивых индейцев», которые пировали и танцевали. В этих городах имелась, как правило, и резиденция правителя, где Инка останавливался проездом, а также храм Солнца и «дом избранных женщин» (акльяуаси), в котором постоянно про-живали и работали женщины, посвятившие себя культу Солнца и приготовлению маисового пива и церемониальных одежд.

Из всех этих центров провинций лучше все-го, вероятно, сохранился город Уануко. В цен-тре этого поселения, расположенного на высоте 3700 м, на дороге, что соединяет Куско и Кито, на-ходилась огромная площадь (520 х 360 м), способ-ная вместить очень большое количество людей. По-среди нее высилась платформа, служившая сценой для обрядов подношения, столь грандиозная, что ее мог видеть каждый. В случае дождя гуляки укры-вались в окружавших площадь больших строениях продолговатой формы и продолжали пировать уже там.

От площади исходили несколько улиц, де-ливших город на сегменты, которые простирались на 2 квадратных километра и включали в себя примерно 4000 построек в типично инкском архитек-турном стиле.

На ближайшем холме размещались около 700 хлебных амбаров, которые служили для снабжения армий и временных жильцов.

Подобные центры чаще всего встречаются в высокогорьях и в срединной части Тауантинсуйу. На побережье инки возвели лишь два поселения: Инкауаси, в долине Каньете, и Тамбо-Колорадо, в долине Писко. Ни одного инкского города не существовало на территории древней Империи чиму, за исключением разве что Тумбеса, от ко-торого уже ничего не осталось. В Кольясуйу инки построили гораздо меньше административных центров, чем в высокогорьях Чинчасуйу, предпо-читая занимать древние поселения, вроде Атун- Кольи или Чукуито. На крайнем юге Империи, в регионах, принадлежащих сегодня Аргентине и Чили, где плотность населения была несколько меньшей, а единственными полезными ископаемыми являлись минералы — в частности, чилий-ский обсидиан, — инки приказывали возводить лишь постоялые дворы.

Дороги, постоялые дворы, почтовая связь

Самым впечатляющим материальным дости-жением инков, вероятно, является их дорожная сеть. В 1532 году Мигель де Эстете, участвовавший в экспедиции Писарро, замечал относительно ее главного участка, того, что соединял Куско с То- мебамбой: «Это одно из величайших сооружений, которые видел мир». Менее чем за сто лет инки построили 40 ООО км дорог, по большей части мо-щенных щебнем. Это самая значительная дорож-ная сеть из существовавших до промышленной эры. Ввиду отсутствия тягловых животных, а стало быть и телег, по этим путям перемещались лишь пешеходы да караваны лам, и лишь оборудованные системой дренажа мощенные щебнем дороги мог-ли обеспечить ровное и постоянное движение по крутым горным склонам, ежегодно разрушаемым проливными дождями. К тому же в Центральных Андах заселенные районы отделены друг от друга практически необитаемыми зонами, представляю-щими значительные препятствия для движения: пустынями, горными цепями, крутыми склонами, лесистыми зонами.

Сквайр был одним из последних, кому довелось увидеть этот инкский мост (45 м в длину), поддерживаемый до того времени в порядке окрестными общинами

В общем, государство не мог-ло функционировать без инфраструктуры, кото-рая бы сделала возможным относительно легкое и быстрое перемещение армий, представителей власти, рабочей силы и товаров. В этом плане инк-ские дороги не только служат общественным це-лям, но и помогают государству держать под кон-тролем свои территории, свободно перебрасывая в любое место войска и своих представителей. Эта дорожная сеть, называемая капак пьян, «Великая дорога», являлась наиболее осязаемым и повсе-местным выражением власти Инков. Главный ее участок был главной артерией империи и в неко-торых местах достигал более шестнадцати метров в ширину. В основном же ширина инкских дорож-ных путей колебалась от одного до четырех ме-тров, притом что, в зависимости от рельефа, они могли трансформироваться в вереницу ступеней. Особую значимость имели и два других участка: тот, что соединял Куско с южными провинциями, и тот, что шел вдоль побережья. Поперечные доро-ги соединяли эти продольные оси или уже уходили к восточным предгорьям. В прибрежной пустыне, где любые возможные пути были покрыты песком, дороги были отмечены палками, вбитыми в землю через регулярные интервалы.

Переправа через реки и каньоны осуществля-лась по мостам различного типа. Империя насчитывала более сотни мостов из переплетен-ных волокон, технология производства которых была весьма сложной. Сделанные из лиан и досок, закрепленные на каменных выступах, они обеспе-чивали относительно легкий переход для скота и армий.

Там, где движение было менее интенсивным, через реку перебирались в подвешенном к канату подъемнике. В теснинах переходы осуществлялись по каменным или деревянным мостам.

Вдоль инкских дорог, через каждые 15—25 км (что равнялось дню пути для каравана лам) стоя-ли тампу, своего рода постоялые дворы. Пут-ники находили там кров и еду, а также загоны и фураж для скота. По всей империи таких тампу, по разным подсчетам, было от 1000 до 2000. Их размеры, план и архитектура сильно разнились в зависимости от их значимости и дополнительных функций, которые они могли выполнять. Неко-торые служили административными центрами в тех регионах, где не существовало провинциаль-ных центров, как это часто случалось у южных границ империи, например, в Катарпе, в оазисе Сан-Педро-де-Атакама (на севере современного Чили).

У большинства дорог, через каждый 1—8 км — в зависимости от рельефа — проживал с семьей специальный гонец, часки, «передающий из рук в руки». В его задачу входило доставлять по на-значению (как правило — бегом) послания или небольшие предметы, которые ему приносил ча-ски, располагавшийся на предыдущей почтовой станции. Таким образом то или иное послание до-ходило из Лимы до Куско всего за три дня, хотя разделяют эти города 750 км. Адресат и место на-значения указывались устно, но само послание со-держалось в кипу.

  • Каранке. Столица провинции с постоялыми дворами местного управителя, а также дворами Инки, где располагались постоянные военные гарнизоны с военачальниками.
  • Отавало. Второстепенного значения.
  • Кочески. Второстепенного значения.
  • Мулиамбато. Второстепенного значения дворы и склады. Подчинялись управителю в Латакунге.
  • Амбато.
  • Моча. Крупные и многочисленные строения.
  • Риобамба, в провинции Пуруаес.
  • Кайамби.
  • Теокахас. Небольших размеров постоялые дворы.
  • Тикисамби. Главные постоялые дворы.
  • Чан-Чан, в долине Чиму.
  • Чумбо, провинция. Главные постоялые дворы. Обслуживали Инков и управителей.
  • Тумбес, постоялые дворы и крупные склады, с управителем, военачальником, солдатами и митимайями.
  • Гуаякиль имел склад для касиков и селений.
  • Тамбо-Бланко. Постоялые дворы.
  • Солана, долина. Склады.
  • Поэчос, или Майкавилька, долина с королевскими дворцами, крупными и многочисленными постоялыми дворами и складами.
  • Чиму, долина с крупными постоялыми дворами и домами наслаждений инков.
  • Мотупе, долина с постоялыми дворами и многочисленными складами.
  • Хайанка, долина с крупными постоялыми дворами и складами Инков, в которых пребывали их управители.
  • Гуаньапе, долина. Склады и постоялые дворы.
  • Санта, долина. Крупные постоялые дворы и много складов.
  • Гуамбачо, долина. Постоялые дворы.
  • Чилька, долина. Были в ней инкские постоялые дворы и склады для обеспечения инспекционных посещений провинций королевства.
  • Чинча, провинция. В долине был поставлен управитель Инки и располагались роскошные постоялые дворы для королей, множество складов, куда складывали продовольствие и военное снаряжение.
  • Ика, долина с дворцами и складами.
  • Наска, долина с крупными строениями и множеством складов.
  • Чачапояс, провинция. Крупные постоялые дворы и склады Инков.
  • Гуанкабамба, столица провинции.
  • Бомбон (Пумпу), столица провинции.
  • Кончукос, провинция. Для получения достаточно количества провизии для солдат и слуг Инки, каждые 4 лиги располагались постоялые дворы и склады, наполненные всем необходимым из того, что имелось в этих краях.
  • Гуарас, провинция с постоялыми дворами, большой крепостью или остатки древнего сооружения, похожего на городской квартал.
  • Тарама. Крупные постоялые дворы и склады Инков.
  • Акос, селение в провинции Гуаманга. Постоялые дворы и склады.
  • Пикой, постоялый двор.
  • Парко, постоялые дворы.
  • Пукара, поселение с дворцами Инков и храмом Солнца; и многие провинции приходили сюда с обычной данью, чтобы вручить её управителю, уполномоченному следить за складами и собирать эту дань.
  • Асангаро, постоялый двор.
  • Гуаманга, город. Крупные постоялые дворы.
  • Вилькас. Географический центр Империи. Столица провинции с главными постоялыми дворами и складами. Построить эти постоялые дворы приказал Инка Юпанки, а его преемники улучшили строения: Инка Тупак Юпанки построил для себя дворцы и много складов, которых для хранения оружия, изящной одежды и маиса было более 700. Эти постоялые дворы обслуживало более 40 тысяч индейцев.
  • Сорас и Луканас, провинции. Резиденции Инков, постоялые дворы и обычные склады.
  • Урамарка. Постоялые дворы с митимайями.
  • Андавайлас, провинция. Постоялые дворы имелись здесь до прихода инков.
  • Апуримак, навесной мост через реку. Поблизости находились постоялые дворы.
  • Курагуаси, постоялый двор.
  • Лиматамбо, постоялый двор.
  • Хакихагуана, долина имела роскошные и великолепные опочивальни для развлечения правителей Инков.
  • Куско. Столица империи. Во многих местах этого города и вокруг него находились главные постоялые дворы со складами королей Инков, в которых тот, кто получал в наследство владение отмечал свои праздники.
  • Пукамарка, постоялый двор, где проживали мамаконы и королевские наложницы, прявшие и ткавшие изысканную одежду.
  • Атун Канча, аналогичен предыдущему.
  • Касана, аналогичен предыдущему.
  • Юкай, долина с королевской резиденцией и постоялыми дворами.
  • Киспиканче, постоялые дворы на дороге Кольясуйу.
  • Уркос, постоялые дворы.
  • Канчес, постоялые дворы.
  • Чака, или Атункана, столица провинции с крупными постоялыми дворами в провинции Канас, построенные по приказу Тупака Инки Юпанки.
  • Айявире, столица провинции с дворцами и множеством складов, куда собирали подати. Построены и заселены митимайями по приказу Инки Юпанки.
  • Хатунколья. Столица провинции Кольяо с главными постоялыми дворами и складами. До инков это была столица правителя Сапаны.
  • Чукуито, столица провинции с крупными постоялыми дворами, существовавшими до инков. Перешли под власть последних, предположительно при Виракоче Инке.
  • Гуаки, постоялые дворы.
  • Тиауанако, маленькое поселение с главными постоялыми дворами. Здесь родился Манко Капак II, сын Вайна Капака.
  • Чукиапо, долина. Одноимённая столица провинции с главными постоялыми дворами.
  • Париа. Столица провинции с главными постоялыми дворами и складами.
  • Чили, провинция. Здесь также было много крупных населённых пунктов с постоялыми дворами и складами.

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

Известно о нескольких цивилизациях, существовавших на территории Южной Америки, однако наиболее значимой считается цивилизация инков. В пятнадцатом веке её население составляло не менее шести миллионов человек, живших на огромной территории. Во главе Империи стоял сын Солнца Инка – божественный правитель. Экономика основывалась на земледелии. Все подданные месяц в году были обязаны отработать на общественных работах, строя объекты государственного назначения: крепости, каналы, мосты, дороги. Государством регламентировались все стороны жизни граждан, включая личную жизнь. Инками созданы легенды, мифы, религиозные гимны, эпические поэмы и даже драматические произведения. Настоящей письменности эта цивилизация не имела, поэтому от её культурного наследия мало что сохранилось. Империя инков пала с приходом завоевателей из Европы в середине шестнадцатого века.

Импе́рия И́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу, Тавантинсу́йу, Тавантинсу́йю) - крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).

Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке - аймара), Чиму (центр - город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).

Название страны на кечуа, Тауантинсуйу, можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin - «группа из четырёх предметов» (tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность»); suyu - «страна», «область» или «провинция»). Как указывает кечуанский лингвист Деметрио Тупак Юпанки: «-ntin - „весь интегрированный“, „всё, составляющие одно целое“. Предыдущие части исчезают, чтобы дать место одной отличной интеграции - одному целому. Оно создаёт то, что по прихоти мы называем „юридическим лицом“, субъект и несущий ответственность отличаются своими составными частями. Как если бы было одно предприятие, в котором юридическое лицо берет на себя ответственность, освобождая тем самым составные части».

Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу (кечуа Kunti Suyu) , Кольясуйу (кечуа Qulla Suyu), Антисуйу (кечуа Anti Suyu) и Чинчасуйу (кечуа Chinchay suyu). Кроме того, из Куско (кечуа Qusqu) в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.

В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка - верховный правитель. Он переселяется в новую столицу - Куско и распространяет своё влияние на огромной территории, охватывающей к XV-XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии.

Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу - город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско - обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой - Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа.

При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.

Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса - инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие - полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.

На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые достоверно о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.

В книге «Хроника Перу» Сьеса де Леон первым из европейцев задался вопросом о причине столь лёгкого покорения Империи инков:

Таким образом, хоть я и изобразил Перу как три пустынные и заселенные Кордильеры, из них самих, как я поведал, по воле Господа, выступают долины и реки, за пределами которых никоим образом люди не смогли бы выжить: вот та причина, почему местные жители были так легко завоеваны и почему они служат, не поднимая на восстаний, поскольку, если бы они на это пошли, то погибли бы все от голода и холода. Потому что (как я сказал), за исключением заселенной ими земли, большая часть - не заселена, это сплошные заснеженные горы и поразительной высоты вершины.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава XXXVI.

Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил тот же хронист Сьеса де Леон:

Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселёнными, как многим то ведомо.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXI.

Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу - ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу - синий цвет, Антисуйу - зелёный цвет, и Кунтисуйу - жёлтый цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций:

к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba), Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue);

по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили.

В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора - губернатор.

Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую - два больших узла, и так - со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке.

Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Империи.

Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки , и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить».

Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности - 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло»

В окрестностях селения Котапачи в Кочабамбе существовало 2076 колька (хранилище округлой формы), что составляет 22,09 % складских построек из известных ныне 9395 единиц в империи инков, то есть это был один из стратегических районов империи, где происходили заготовка и складирование провизии. Средний диаметр хранилищ в Котапачи составлял 3,5 м, а приблизительная высота - 2 м, следовательно, объём округлых хранилищ в долине Кочабамбе мог составлять 45000 м3 (практически весь объём заполнялся провизией), что было очень значительной цифрой даже по отношению к другим провинциальным центрам империи инков. В современных величинах это сопоставимо с 1360 TEU (20-футовыми контейнерами), что могло бы поместиться на контейнеровозе класса Handymax Class (1000-1700 TEU). В целом масштабы складского хозяйства инков были столь велики, что вполне сопоставимы с нашими современными.

Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников - особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.

Монеты
В целом, монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в XV-XVI веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png