Порту - потрясающей красивый город. Его знаменитая набережная, с нагроможденными старинными постройками, крутые склоны застроенные с обоих сторон архитектурой XVI-XVII веков, узкие улочки проложенные тысячелетие назад, и много-многое другое, что завораживает с первого взгляда. А близость Атлантического океана, с его великолепными закатами, свежими ветрами, и мощными приливами и отливами довершает чудесную картину города Порту. Я влюбился в город Порту. В ближайшие несколько дней расскажу каким он мне открылся.


01. При заселении в гостиницу, мне дали карту, и активно убеждали посетить пляж. Видя мое некоторое замешательство (февраль все-таки), метрдотель, сочувственно стал объяснять, как мог, что значит beach, seaside, seashore, offing и прочие синонимы, должные подтолкнуть меня к правильному пониманию. Все это сопровождалось активными жестами, из которых я должен был понять что метрдотель любит плавать в воде, загорать на солнце и прочее прочее прочее...) Наконец, прейдя в себя, и объяснив ошалевшему метрдотелю причину свое замешательства, я понял что выбраться к океану надо обязательно, поскольку там должно быть интересно даже в феврале! Так я и сделал, нагулявшись по историческому центру города, ближе к вечеру, по сценарию, - который вложил мне в голову метрдотель, я поехал встречать закат. К слову, на этом дивном трамвае, который здесь называется Metro do Porto (расскажу отдельно).

03. Это оказалось совсем несложно. Есть ли кто равнодушный к побережью открытого океана?

04. Монумент, по всей видимости, символизирующий ожидающих с моря жен и детей рыбаков, и сегодняшние рыбаки видимо...

05. Океан временно покинул береговую линию на сотни метров, отлив...

06. А вдали, волна бушует, вечно споря с береговыми валунами,

09. И на берегу... Что тут такого удивительного? Февраль всего лишь...

10. Береговая застройка жилыми квартирами, и апартаментами,

11. Иногда удивляет какими-то неведомыми конструкциями,

12. Если б не Португалия, а скажем Сахалин, - я был бы уверен, что устройство военного характера, и уже начал бы оглядываться, в поисках вышек, собак и прочих любимых атрибутов. Но тут, что-то явно развлекательное. Есть идеи?

13. Корабли бороздят просторы океана...)

14. А на берегу весело бегают местные Жуки и Шарики.

15. Впереди показался замок Кейжу, более известный как "замок из сыра". Так прозвали эту крепость XVIII века, за внешнее сходство с куском сыра.

16. Надо ли упоминать ощущения от свежего бриза?

19. Пройдя весь пляж, я очутился

20. в какой-то удивительной парковой зеленой зоне. Очень хотелось, снять обувь, и несмотря на февраль, походить по зеленой траве босиком...

22. Откуда-то приближалась гроза,

23. Обойдя "крепость из сыра" (которая, кстати, открыта для свободного посещения) я устремился к океану, чтобы насладиться Небесами,

24. и морем, слушая шум прибоя, и наслаждаясь картиной открывшейся мне в целом.

25.Где-то там за горизонтом Нью-Йорк и Бостон...

26. Жуан (Иоанн) VI - король объединенного королевства Португалии и Бразилии (1816-1826гг), почему тоже смотрит куда-то туда, за океан, в сторону Бразилии, видимо...

27. А гроза тем временем, окончательно достигла здешних мест. Красота неописуемая! И ливень как из ведра.

28. Немного поодаль, там, где река Дора встречается с Атлантическим океан, великолепная пальмовая роща, украшает Порту.

29. Здесь горожане любят неспешно гулять, встречая закаты и рассветы.

31. А береговая флотилия, местного рыболовного профсоюза, отдыхает,

33. в ожидании, завтрашнего утреннего похода.

36. И лишь, стахановцы расчехляют свои снасти с вечера.

В Порту я специально на трамваи не охотился, в отличие от Лиссабона, но кое-что в кадр всё же попало.
Тут существует две не связанных между собой трамвайных системы — исторический трамвай, который ходит по «старому городу» с достаточно большими интервалами — это больше туристический транспорт. И скоростной трамвай Metro do Porto, который охватывает не только сам Порту, но и близлежащие города (хотя всё вместе это зовётся городская агломерация Большой Порту).


Электрический трамвай в Порту появился в 1895 году, на пике развития в 1958 году длина линий составляла 81 километр, но к 1996 году от всех линий осталось только 14 километров, а последний оставшийся маршрут превратился в исторический. В двухтысячных было запущено еще два исторических маршрута.

Скоростной трамвай был запущен в 2002 году, на текущий момент длина путей — 67 километров, из них 8 — под землёй (под историческим центром). Оплата проезда зональная, зависит от длины поездки.

  1. Трамвайные рельсы на Санта Катарина, местной торгово-туристической улице.
  2. Улица Клеригуш, слева — выделенная линия для общественного транспорта, включая исторический трамвай.
  3. Трамвайный путь уходит в узенький проулок между домами и церковью.
  4. А здесь выделенная линия исключительно трамвайная.
  5. Хотя дальше трамвайные пути занимают всю ширину улицы.
  6. Маршрут номер один.
  7. Здание бывшей электростанции. Трамвайное депо и музей трамвая. К сожалению, музей был закрыт на реставрацию или что-то подобное.
  8. Трамвайное депо.
  9. Музейное стойло.
  10. А рядом — действующий подвижный состав.
  11. Хотя тут тоже стоят интересные экземпляры.
  12. Конечная. Кольца нет, потому трамваю просто разворачивают штангу, а вагоновожатый переходит в другую кабину.
  13. Два трамвая. Кстати, их тут зовут электрикосами.
  14. Один из маршрутов проходит по набережной.
  15. Старая набережная оставлена для трамвая и стоянки, а современная магистраль проходит на сваях над водой.
  16. Этот как-то неожиданно заскочил в кадр.
  17. Во многих местах города рельсы старого трамвай оставлены, хоть и не используются.
  18. Даже на набережной океана остатки рельсов виднеются. Хоть старый трамвай сюда уже давно не ходит, а линия скоростного проходит примерно в километре.
  19. Хотя какие-то странные трамваи до океана доезжают. :)
  20. Исторический трамвай на конечной у верхней станции фуникулёра.
  21. Тупик.
  22. Кабинка фуникулёра на верхней станции.
  23. Линия фуникулёра. Цена билета — 4 евро, по-моему, но действуют и общие билеты на общественный транспорт.
  24. Тоннель фуникулёра. Верхняя станция подземная.
  25. Встреча двух кабинок.
  26. Остаться должна только одна.
  27. А на противоположном берегу аналогом фуникулёра является канатная дорога.
  28. Состав скоростного трамвая на мосту Дона Луиша.
  29. Мост двухярусный, нижний ярус автомобильный, верхний — трамвайно-пешеходный.
  30. Первая остановка после выхода на поверхность. Формально это уже не Порту, а другой город.
  31. Путешествия маленького трамвайчика.
  32. Скоростной трамвай на мосту.
  33. Верхний ярус моста.
  34. Портал трамвайного тоннеля. Под историческим центром несколько подземных станций.
  35. Подземная станция скоростного трамвая.
  36. Трамвай на мосту.
  37. Пути скоростного трамвая.
  38. Матосиньюшь (один из городов Большого Порту), остановка трамвая около рынка и порта (ну и океан тут недалеко).
  39. Трамвай на мосту ночью.

Трамваи в Порту, втором по величине и значению городе Португалии, появились раньше, чем где-либо ещё на Иберийском полуострове - в 1895 году. Трамвайная система достигла своего расцвета в конце 1940-х гг., когда в городе было около 80 км трамвайных линий, более 20 маршрутов и более 200 вагонов. В дальнейшем началось сокращение сети, но более медленное и не такое радикальное, как в большинстве других западноевропейских городов. Вероятно, сыграла свою роль отдалённость и неразвитость (на фоне других западноевропейских стран) Португалии. Трамвайная сеть в 1960-х - 1990-х гг. уменьшилась в 10 раз, остался только 1 маршрут. Но трамвай в Порту так и не был ликвидирован в годы европейского "трамвайного погрома". А в 1990-е гг. уже началось возрождение трамвайного транспорта на Западе, в конце этого десятилетия началось строительство современной легкорельсовой трамвайной системы в городе. Единственная оставшаяся линия исторического трамвая не была закрыта, но перестала быть полноценным городским транспортом, а была конвертирована в исторический трамвай. В 2000-х гг. были восстановлены ещё две трамвайные линии в центре города, их также включили в состав системы исторического трамвая.
Тем временем, в 2002 г. в Порту была открыта современная трамвайная система. Вновь Порту оказался в числе первых - на Иберийском полуострове раньше современный трамвай был запущен только в испанской Валенсии. За последующие 12 лет в Порту была построена крупнейшая в Иберии сеть легкорельсового транспорта. Сейчас общая длина сети 67 км, действует 6 маршрутов. Скоростной трамвай охватывает весь город и большую часть пригородов, где живёт бОльшая часть населения Большого Порту. Северо-восточная линия (маршрут B) продолжается за аэропорт ещё на 20 км, проходя местами по совсем сельской местности.

Линии исторического трамвая сосредоточены в центре города и по правому берегу реки Дору до её устья, на этой схеме они показаны в виде тонких линий без обозначения остановок.

В отличие от большинства подобных систем, портуский исторический трамвай работает семь дней в неделю и имеет довольно длинные маршруты, им можно пользоваться как обычным транспортом для передвижения по центру и в западные приморские районы (Фош-ду-Дору).
Впрочем, интервалы движения вагонов большие, основная масса пассажиров перевозится автобусами, исторический трамвай используется преимущественно туристами.

Тем более, что исторический трамвай - лучший способ добраться от центральной площади Свободы и башни Клеригуш до городского трамвайного музея на берегу реки.

Большая часть линий исторического трамвая однопутная с разъездами:

Часть - двухпутная:

Почти все двухпутные участки находятся в пределах западного радиуса сети, проходящего вдоль реки.

Что до скоростного трамвая, то я мало встречал трамвайных систем, до такой степени похожих на метрополитен:

Многие западноевропейские метрополитены имеют меньше общего с метро, чем портуский скоростной трамвай. По крайней мере, станции метро в большинстве европейских городов по большей части уродливее.

В центре трамвай не просто подземный - он глубокого заложения.
Приехав на трамвае из аэропорта, на станции Bolhao мы самонадеянно решили подняться по лестнице, вместо того, чтобы ехать на лифте. Пошли бесконечные лестничные пролёты, было такое ощущение, что поднимаешься на десятый этаж.

В целом, более 40% линий скоростного трамвая в пределах Порту и более 20% линий скоростного трамвая в целом являются подземными.
Две основные трамвайные линии (с юга на север - маршрут D, с северо-запада на юго-восток - маршруты A, B, C, E, F) пересекаются тоже вполне по-метрополитеновски - две станции на разных уровнях, одна подземная, другая полуподземная:

Есть и кроссплатформенная пересадка на вокзале Кампанья:

Сравните с нашим Выхино - технически эта пересадка устроена точно так же.
Но, тем не менее, это трамвай - подальше от центра он местами идёт просто по середине улицы:

Протяжённая загородная линия на северо-восток похожа на железную дорогу - собственно, это и есть переделанная старая железная дорога.
Трамвай в аэропорту:

Подлинная жемчужина трамвайной сети, да и всего города Порту - линия через реку Дору, проходящая по мосту короля Луиса I.

Экскурсия под стук колес

История трамвая — это история развития городов конца 19 начало 20 века.

Первые электрические трамваи в Порту появились в 1895 году, .Кстати первые на Иберийском полуострове. До этого по городу уже ходили трамваи с лошадиным и паровым приводом. С тех пор трамвайная сеть города развивалась и улучшалась. В 1950-1958 — электрические линии трамвая города имели максимальную длину в 82 км. В последствии трамвайные линии стали заменяться на автобусы и троллейбусы, a к 1996 году от всех линий осталось только 14 километров трамвайных путей. До наших дней в рабочем состоянии остались всего три линии. Одна из них — ностальгическая — «Пассейо Алэгре» — считается очень популярной как у горожан так и у туристов.

Прежде чем запланировать поездку на трамвайчике, важно помнить, что желательно начать прогулку на первых остановках. Кроме того, трамвай делает остановки только на посадку и высадку пассажиров, и если вам захочется подробнее осмотреть очередную достопримечательность, вы можете выйти и подождать другой.

Трамваи Порту

В настоящее время в Порту задействованы последние три трамвайных (Elétricos do Porto) маршрута. В основном для туристов — для прогулок пo самым символичным районам города. Символически используются старинные вагоны, которые превращают путешествие на этом историческом виде транспорта в приключением во времени.

Ранее в Порту существовало 20 трамвайных путей, но основная часть была закрыта в 70-е годы, когда по этим маршрутам пустили автобусы. Сейчас можно проехать на трамваях № 1, 18 и 22 – все они ходят в центре города.

Купить билет на поездку можно у водителя трамваев. Цена разового билета 2,50 €. Взрослый билет 24 часа 8,00 €

Kуда вас довезёт исторический трамвайчик?

— Маршрут 1 или линия Маржинал (Linha da Marginal)с конечными остановками (Passeio Alegre-Infante). Маршрут который соединяет историческую часть города, от остановки (Infante), и следует по северному берегу реки Дуоро (a marginal do rio Douro) до набережной океана.

Начинайте свою поездку по этому маршруту на конечной (Infante) около церкви Санкт-Францискo Ассизский (Igreja Monumento de S. Francisco) и через 25 минут вы будете у океана.

Трамвай проходит через остановку (Massarelos) где пересекается с 18 маршрутом и далее следуя до конечной остановки (Passeio Alegre). Это самый популярный маршрут среди туристов, так как проходит вдоль туристических достопримечательностей — Музей Трамвая (Museu do Carro Eléctrico), Музей транспорта и связи (Museu dos Transportes e Comunicações), Музей Портвейна (Museu do Vinho do Porto), моста Аррабида (Ponte da Arrábida).

— Маршрут 18 или линия Реставрасон (Linha da Restauração)

Kонечныe остановки (Massarelos-Carmo). Маршрут короткий. Берет начало от (Massarelos), где находится музей трамваев и следует до университета Порту (Reitoria da Universidade do Porto) и площади Львов (Praça dos Leões). Этот маршрут пересекается с двумя другими линиями.

— Маршрут 22 или линия ду Байша (Linha da Baixa)

Маршрут проходящий по главным центральным площадям города включая авениду с конечными остановками — Carmo-Batalha. Этот маршрут проходит по самым символичным артериям Порту и соединяет два важных торговых центра города: площадь Седофейта и Санта-Катарина. На улице Санта Катерина можно пересесть на любую линию метрополитена города. Hа конечной Баталья сразу же вход к фуникулеру Гиндайш (Guindais). Отсюда же советуем начинать экскурсионную поездку по городу по этому маршруту.

Карта трамвайных маршрутов города Порту

Фотограф Оксана Канивец только что вернулась из Португалии и поделилась с Buro 24/7 Украина своими впечатлениями, волшебными фото, паролями и адресами.

Самая западная страна Европы влечет к себе уверенно и с завидной регулярностью. Убедившись в её гостеприимстве год назад: радушии людей, приятном климате, красоте природы и культурной жизни, мы с удовольствием отправились в уже полюбившуюся нам часть земного шара. Маршрут пролегал вдоль береговой линии океана, начавшись в городе Порту и окончившись в Лиссабоне.

Океан с трёх точек: Порту — Эрисейра — Кашкайш

В мире город Порту известен тем, что именно здесь появился на свет портвейн — крепленое сладкое вино. Но для меня Порту стал местом, где я впервые в жизни увидела, как река впадает в океан. Из старого центра города едет трамвай прямо к океану, а точнее к месту, где река Дору впадает в Атлантический океан. Набережная реки, а потом и океана почти всегда полна обаятельных пожилых португальцев, мило обсуждающих улов рыбаков и погоду.

Прогуливаясь по набережной, переходящей в огромный пирс, попадаешь в океан.

Запах океана. Стоять и вдыхать. Больше ничего.

Стоя за маяком, на пирсе в океане понимаешь, что за тобой сзади - вся Европа.

Лаконично и просто.

Обаяние Эрисейры — рыбацкой деревни у океана — в ее простоте и благородстве. Нет лишних деталей, форм и цветов. Архитектура сливается с линиями природы и ландшафта.

Все в городе бело-голубое и очень пахнет океанской солью.

Утро понедельника в Эрисейре было не очень людным.

Побережье океана в районе Кашкайша — места очень популярные наравне с соседним городом Эшторилом. Они излюблены как желающими прогуляться по длинным аристократичным набережным, так и интересующимися красотой природы путешественниками, которых привлекают океанские побережья, скалы, маяки и прекрасная кухня, главными в которой являются блюда из рыбы и морепродуктов.

Рыбаков вдоль побережья очень много. Поэтому свежесть блюд сомнений не вызывает.

Маяки в стране представлены во всем своем многообразии. На территории маяка Святой Марты находится музей и галерея современного искусства с представленными на террасе скульптурами.

Домик с ракушками. В Кашкайше рядом с местной достопримечательностью, пастью дьявола (на местном языке это звучит как Boca do Inferno), можно приобрести удивительные ракушки, морские звезды и прочие морские прелести.

Синтра

Первое знакомство с Синтрой оставило устойчивое убеждение, что это город эльфов из романа Толкиена. Город расположен на холмах со стоящими на вершинах замками, между ними — многовековые сады, растущие под ярким солнцем, соленым ветром и окруженные океаном. Попасть от вокзала в центр города можно по красивой дороге, вдоль которой стоят статуи, — постоянно обновляющаяся экспозиция предметов современного искусства. Туристический гомон к вечеру стихает, в городе остаются только местные и немногочисленные путешественники, и тогда можно пройтись по безлюдным тихим улочкам или посмотреть с вершины какого-либо из холмов, как солнце уходит за океан.

Замков и усадеб в городе очень много, все они сохранились почти в первозданном виде.

Представители массонства в Синтре были очень многочисленны. Усадьба Регалейра — загадочное место, где под видом большого камня скрывается "Колодец посвящения", гроты и водопады.

Известный своей красотой вокзал Sao Bento в Порту. Весь украшен внутри азулежу — традиционной португальской расписанной глиняной плиткой.

Азулежу — самая главная отличительная архитектурная черта Португалии.

Гостеприимство города и хозяев квартир и отелей — налицо. Угощение портвейном.

Частые внезапные дожди не такая большая проблема, если есть зонтик или уютное кафе.

Закаты в Порту на берегу реки Дору, видимо, знают, какого цвета им быть, чтобы хорошо сочетаться с портвейном.

Океан удивителен, это гораздо больше, чем я могла себе представить. Увидеть его в Португалии, в стране, где любят и умеют созерцать, наблюдать и проживать жизнь неспеша, — это счастье.

Лиссабон

Город, где есть все, и при этом он спокоен, никто никуда не спешит. Утром слышны крики чаек и звуки паромов, днем — гомон туристов и старых трамваев, вечером из ресторанов доносятся лирические и печальные голоса, исполняющие фаду, а ночью — доки вдоль реки превращаются в клубы, где играет вся музыка мира.

Алфама— старый район, частично уцелевший после землетрясения в 1755 году, разрушившего большую часть города. Улицы Алфамы очень узкие и извилистые, ширина некоторых из них немногим больше ширины трамвая.

Дома и парадные входы в Алфаме тоже невелики, и часто порог дома упирается в трамвайную колею.

Солнечные утренние краски города сменяются нежными дневными, а после — яркими вечерними.

От реки до океана, от Порту до Лиссабона — тысячи мыслей, мгновений и эмоций, превращающихся в жизнь, впечатления, опыт и то самое настоящее счастье полной и яркой жизни.

Кафе, рестораны:

Muro dos Bacalhoeiros, 153 - 155, Ribeira, Porto 4050-080, Portugal

Marisqueira Furnas

Rua das Furnas 3, Ericeira

Restaurante Rio Coura

30 Rua de Augusto Rosa, Se, Lisbon 11000, Portugal

Rua Dos Remedios, 139A, Lisbon 1100, Portugal

Вино:

  • Портвейн всех видов
  • Домашнее вино
  • Vigno Verde — португальское молодое вино

Рис с морепродуктами (паэлья) — Seafood rice

Суп с морепродуктами — Seafood soup

Бакаляу (треска) — Bacalhau

Осьминог на гриле — Grilled octopus

Места:

Av da Boavista 604-610, Porto 4149-071, Portugal

Northern section of Cascais, Cascais, Portugal

Rail Station Sao Bento

Praca Almeida Garrett, Porto 4000-069, Portugal

Chiado, Largo do Chiado Nº 20-23, Lisboa 1200-108, Portugal

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png