Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.

Различия между парусными торговыми и во­енными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.

Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать дол­гие путешествия, подвергаясь опасности нападе­ния вражеских судов и морских пиратов. Поэто­му им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищать­ся. Это стало наиболее актуальным после вели­ких географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, ста­новились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.

Имеющиеся у нас источники не делают чет­ких различий между торговым и военным гале­оном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпа­лубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструк­тивные различия стали иметь место после внед­рения парового двигателя.

Самым старым военным парусником Средиземно­морья являлся ког, служивший преимуществен­но в качестве грузового, а также военного суд­на, как это было, например, во флотилии, сна­ряженной Венецианской республикой для крес­тового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двад­цать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим об­разом экипированных осадными башнями и пе­реносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли ак­тивную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лест­ницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константино­поль был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговеч­ную Латинскую империю.

Когда Жан де Бриенн, предводитель кресто­носцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для под­держки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.

Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей веро­ятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.

В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность уви­деть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венециан­ской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит пере­чень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Коман­да насчитывала сто десять человек, однако суд­но могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.

Из заключенного с Генуей договора на пос­тавку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинс­кое парусное вооружение (косые треугольные па­руса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были круп­нее и имели такелаж (веревочные ванты и снас­ти) на двух мачтах с латинскими парусами. Гла­ва одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и ко­раблями, но поскольку те и другие были одина­ковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он до­лжен иметь грот с бонетом (добавочное полотни­ще, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увели­чения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.

Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совер­шенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.

В своих «Хрониках» Джованни Виллани сви­детельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они назы­вали когами, прошли через Гибралтарский про­лив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, како­вое обстоятельство обусловило значительные из­менения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораб­лей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Флан­дрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.

Хроникер в двух местах продолжает подчер­кивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их ис­пользование у моряков Средиземноморья в нача­ле 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».

Наиболее достоверные изображения североев­ропейских когов можно видеть на многочислен­ных печатях немецких городов, присоединивших­ся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ах­терштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооруже­ние, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылает­ся на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный до­ном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).

После кога, следующим этапом стала «каракка» - тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характер­ным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впе­реди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.

Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по­

лезной площади. Это небольшая каракка с од­ной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна явля­ется то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обыч­но располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.

В XV и XVI столетиях размеры каракки уве­личивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние - косыми ла­тинскими. В дополнение под бушпритом, подо­бно парусу «долонис» на римских кораблях, ста­вился еще один прямой парус, получивший на­звание «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооруже­нием имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер" хний парус, иногда второй и третий снизу па­рус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на кото­рой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.

Дальнейшее увеличение парусности было до­стигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых ла­тинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.

Галеоны и каракки имели одинаковые паруса, но различной формы корпуса: вместо того чтобы нависать над бушпритом, баковая надстройка сдвигалась в сторону кормы, оставляя спереди выступающую часть палубы, называемую «галь­юном», отчетливо видную на английском галео­не «Арк Ройял», построенном в 1587 г. и изо­браженном на картине, живописующей разгром ис­панской Непобедимой Армады в Дувре в 1588 г. Гальюн показан еще более четко на изображе­нии французского галеона «Сен Луи», построен­ном в Голландии. Любопытной особенностью является вертикальная мачта на конце бушпри­та, оснащенная прямым парусом, носящим название «бом-блинд-бовен», тогда как под буш­притом имеется обычный блинд. Паруса этого галеона размещены только на трех мачтах, пос­кольку у него имеется лишь одна задняя мачта с латинским парусным вооружением. Есть и третий прямой парус, так называемый брамсель, на двух передних мачтах. На большом английском галеоне «Соврин ов де Сиз» постройки 1637 г. на двух передних мачтах имеются третий и четвер­тый прямые паруса, и два прямых паруса над косыми латинскими на крюйс-стеньге.

Пока на огромных английских галеонах пару­са постоянно усложнялись, в Голландии начали строить суда с намного более простыми паруса­ми, с целью уменьшить число членов команды, необходимых для маневрирования ими. Эти суда, носившие название «флейт», имели две мачты с прямыми парусами, одну мачту с латинским па­русом, блинд и бом-блинд-бовен на бушприте и имели особенностью, общую для прочих судовмсверкала вычурными резными украшениями, по­золотой, а также рядом широких застекленных окон для кают офицеров, командиров и пассажи­ров высокого ранга. В парусном вооружении этих трехпалубников можно заметить постепенное ис­чезновение блиндов и принятие на вооружение кливеров (передний косой парус на носу между фок-мачтой и бушпритом) и стакселей (косой парус между задними мачтами).

Когда стали делать закругленной надводную часть кормы, отказались от резных украшений и полностью исчезли блинды, трехпалубники при­няли ту законченную форму, которая сохраня­лась до середины XIX столетия.

Трехпалубники были наиболее крупными из военных парусников, и вплоть до конца XVIII в.

их размеры и боевая мощь определялись коли­чеством пушек. Так, например, характеризовал­ся «Васа» - шестидесятичетырехпушечный швед­ский трехпалубник, или «Ла Куронн» - семиде- сятидвухпушечный французский трехпалубник. Другой метод классификации, различавший суда по рангам, или классам, основывался, опять-таки, на количестве орудий: трехпалубный корабль с количеством пушек от семидесяти до восьмиде­сяти относился к первому рангу, судно с чис­лом пушек от пятидесяти до шестидесяти - ко второму, и так далее. В 1700 г. эта довольно грубая классификация была заменена другой, по которой в дополнение к количеству пушек при­нималось во внимание также и количество объ­единявших их артиллерийских батарей, распо-ложенных вдоль бортов судна. Так, у трехпалуб­ного корабля было три расположенных друг над другом батареи Ьрудий, включая батарею на глав­ной палубе, и Этаким образом (как подсказывает название) он имел три палубы; фрегат имел две расположенные друг над другом батареи и поэтому имел две палубы; наконец, корвет имел лишь одну батарею и поэтому одну палубу.

Что касается парусов, то трехпалубные ко­рабли, фрегаты и корветы имели по три мачты с прямым парусным вооружением, бушприт и кливера. Само собой разумеется, что по мере уменьшения размеров корпуса судна уменьшались и мачты, и паруса.

Вообще говоря, трехпалубные суда относились к военным парусникам, или линейным кораблям, тогда как фрегаты и корветы, не столь мощно вооружен­

ные, не входили в состав основных боевых фор­мирований эскадры.

Суда, имевшие вместо трех мачт с прямыми парусами лишь две, но с бушпритом и кливера­ми, назывались бригами. Если вместо прямых парусов у них были две или три мачты с косы­ми парусами, другими словами, бизани (самая задняя мачта, обычно имеющая гафельное воору­жение) и гафели (наклонное рангоутное дерево, служащее для крепления и растягивания верх­ней кромки косого паруса, имеющего форму не­правильной трапеции), но ни в коем случае не латинскими, они назывались шхунами. Судно с прямыми парусами на задней мачте и косыми на передней классифицировались, как бриганти­на. У этих судов обычно была только одна па­луба и одна артиллерийская батарея.

Шхуна

Бывший библиотекарь Британского Адмиралтейства Л.Г.Карр Лафтон указал в своей работе, что характерная оснастка шхуны - это два гафельных паруса и передний парус. Кроме того, он отмечает, что уже в 1630 году в Голландии использовались прообразы шхун без переднего паруса. В 1780 году Универсальный морской словарь Фалконера определил шхуну как "небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях, проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна". Слово вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово "шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском информационном бюллетене.












Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса — кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом.


При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек.

Недостатком шхуны была недостаточная дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо, брали в море.







Большинство шхун были двухмачтовыми. Но в конце XVIII века была версия трёхмачтовых шхун, которые часто называли "Шхуна Терн". Первая такая шхуна, использовавшаяся в военном флоте, была «Revenge». Построенная в Балтиморе в 1805 году, эта шхуна позже была переименована Адмиралтейством в «Flying Fish». Её характеристики: длина - 79 футов (24 м), ширина - 22 фута (7 м) и вес - 150 тонн. Вооружение - 10 двенадцатифунтовых карронад.

Как военные корабли шхуны стали впервые использоваться во время Семилетней войны 1755 - 1763 годов (период войн с французами и индейцами). Первой шхуной, построенной американцами для Королевского военно-морского флота стал корабль под названием Barbadoes («Барбадос»). 15 марта 1757 года он был приобретен флотилией под командованием Мура, размещенной в Английской гавани, Антигуа (English Harbour, Antigua). Длина Barbadoes составляла 80 футов, ширина - 22 фута, осадка - 9 футов, а масса - 130 тонн. На корабле было установлено четырнадцать 3-х фунтовых орудий и, вероятно, приблизительное столько же вращающихся пушек. Важную роль, которую шхуны играли в прибрежных водах, подтверждает следующий факт. В 1763 году капитан Джеймс Кук (впоследствии знаменитый тем, что он стал первым известным европейцем, высадившемся в Австралии) получил под свое командование военную шхуну Grenville («Гренвиль»), на которой должен был исследовать восточные берега нынешней Канады. Он занимался этим в течение четырех лет, и каждую зиму ему приходилось пересекать Северный Атлантический океан. В состав флотов остальных европейских держав шхуны не входили до 1760-х годов.

Несомненно, наиболее известный класс шхун - это Балтиморские клиперы (Baltimore Clippers). Эти корабли, построенные в начале 1800-х годов, обладали рядом черт, выделявших их среди остальных шхун. Все они в длину достигали около 100 футов, их грот-мачта была смещена к корме, а фок-мачта по высоте почти равнялась грот-мачте. У всех этих шхун был срединный разрез в форме сердца и наклоненная задняя часть. Первым известным Балтиморским клипером стала британская шхуна Berbice («Бербис»), построенная в Вирджинии в 1798 году. Она была короче в отличие от своих позднее построенных родственниц, достигая в длину всего лишь 73 фута. Ширина ее составляла 21 фут, осадка - 9 футов, а масса равнялась 100 тоннам. Вооружение состояло из восьми 4-хфунтовых орудий и четырех вращающихся пушек. Расцвет американского варианта Балтиморского клипера относится ко времени войны 1812 года, когда судам этого класса удалось захватить свыше 500 британских кораблей.

Наиболее известной американской шхуной, использовавшейся как капер (частное вооружённое судно) была Принц де Ньюфчатель. Построенная в Нью-Йорке в 1812 году, она имела следующие характеристики: длина - 110 футов (34 м), ширина - 26 футов (8 м), осадка - 12 футов (4 м) и вес - 328 тонн. Вооружение - 2 шестифунтовые пушки для преследования и 16 двенадцатифунтовых карронад (короткоствольных орудий, названных от шотландского "Carron"). Она не переоборудовалась в торговое судно, а была создана как капер. Проект получился удачным - Prince De Neufchatel превосходила по крайней мере 17 британских военных кораблей. Шхуна получилась настолько удачной, что 11 октября 1812 года её доблестная команда в морском сражении вывела из строя британский 40-пушечный фрегат Endymion.

В 1902 году американцам удалось построить семимачтовую шхуну с металлическим корпусом «Thomas W. Lawson». Её характеристики: длина - 370 футов (113 м), ширина - 50 футов (15 м), осадка - 35 футов (11м) и вес 5218 тонн. Шхуна настолько ужасно плохо управлялась, что кто-то однажды охарактеризовал её управление "как выброшенный на берег кит"

Основные источники:

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png