С его характерными башнями, здание на принадлежало королям Франции, как и их королевская резиденция.

Консьержери стал печально известен во времена французской революции в качестве тюрьмы. Однако оказавшись внутри, его посетители откроют для себя один из лучших примеров готической светской архитектуры в Европе.

Консьержери расположен на острове Сите и тесно связан с историей . Сегодня он занимает северную часть старой королевской резиденции, которая, как полагают, была основана в 6 веке Хлодвигом, первым королем Франции. В 10 веке Гуго Капет установил контроль над правительством палаца, который таким образом стал резиденцией королевской власти.

В отсутствие короля, его хранителем назначался консьерж, который управлял всей командой королевской резиденции. Этот титул считался очень высоким местом и отсюда пошло нынешнее название замка – “Консьержери“. Замок оставался резиденцией королей Франции от Гуго Капета до 14-го века. Дворец был расширен и укреплен Людовиком IX и Филиппом IV, которые добавили к фасаду башни и большой готический зал.

После вторжения буржуазии, под предводительством Этьена Марселя в 1358 году, король Карл V покинул Консьержери. Замок продолжал использоваться в качестве места парижского парламента (высший судебный суд в королевстве). В 1391 году часть здания было переоборудовано в тюрьму и стало жильем для преступников и политических деятелей, таких как Равальяка (убийца короля Генриха IV).


Во время французской революции Консьержери прозвали прихожей на гильотину, так как она стала центральной тюрьмой Парижа. В ней разместились около 1200 заключенных. В период 1793-1794 годов военный трибунал осудил более 2700 человек.

Для большинства из них это было последним местом перед дорогой к одной из гильотин, установленных по всему Парижу. В число ее известных заключенных входят: королева Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде, мадам Элизабет, мадам дю Барри, Жорж Дантон и Робеспьер.

В 19 веке в Консьержери и всем Дворце правосудия была проведена капитальная реставрация, а в 1914 году он был перечислен к историческим памятникам французского государства.

Фасад


Средневековый фасад Консьержери лучше всего видно с набережной на правом береге острова. Здание включает в себя четыре башни, которые первоначально стояли в реке Сене, когда еще не было берега.

Самая старая башня Консьержери датируется 11-м веком. В ней размещались камеры пыток, где мучили заключенных. В 1935 году она была восстановлена после разрушительного пожара. Часовая башня L’horloge построена в период 1350-1353 годов и является самой высокой точкой замка (47 метров). С 1371 года на ней находились огромные часы, целью которых была регулярная помощь парижанам в их деятельности днем и ночью.

Интерьер

Нижняя часть Консьержери – это единственное место, которое сохранилось до наших дней из средневековья. Оно было использовано королевской гвардией и сотрудниками (служащие и должностные лица), которые работали на царя и его семью (около 2000 человек). Пол в средневековых залах до сих пор такой же, как был в 14 веке.

Помещение использовалось, как столовая для 2000 сотрудников, королевских банкетов и судебных разбирательств. Темный холл когда-то был нагрет четырьмя большими каминами и освещен множеством окон, которые потом были заблокированы. Большой зал в средневековье был одним из крупнейших в своем роде в Европе. Он был уничтожен пожаром в ночь 5 марта 1618 года.


Караульное помещение – это готический сводчатый зал, который был построен примерно в то же время в зале воинов. В период 1793-1794 годов там проходил революционный трибунал. Кухня Консьержери была построена во время правления Иоанна II (1319-1364) и ее выход идет прямо к Сене. Четыре больших камина были построены в каждом из углов кухни, чтобы приготовить достаточно еды для 2000 человек.

Рю-де-Париж служит коридором между караульным помещением и революционным залом. Оно получило свое название во время французской революции от палача “месье де Пари“. Здесь находились самые бедные заключенные, которые не могли позволить себе заплатить за лучшее место в камере. Они спали на соломе и часто их называли ‘Pailleux’ или ‘Payeux’. Сейчас там находится небольшой сувенирный магазин.

Местонахождение: 2 Boulevard du Palais, 75001 Париж.

Часы работы: Ежедневно. Начало ноября – конец февраля с 9 до 17. Начало марта – конец октября с 9:30 до 18:00.

Цена за вход: 9 евро. Вход на территорию и визит в часовню Сент-Шапель с гидом – 12 евро.

В эпоху короля Филиппа Красивого Консьержери был королевской резиденцией, которую расширил и перестроил из замка-укрепления архитектор и друг короля - Ангерран де Мариньи. В конце 14 века после восстания парижан король Карл V покинул дворец, доверив его управление "консьержу" (что означает "королевский сановник"), от этой должности и появилось название - Консьержери.

Тюрьма Консьержери в наши дни

Тюрьма Шатле была переполнена, и вскоре покинутый королевский дворец стал новой тюрьмой. Консьержери - одно из самых мрачных мест Парижа, за стенами которой появляются неупокоенные души узников. Стены, впитавшие стоны осужденных и умерших в страданиях.

Комфорт в тюрьме зависел от социального статуса и состояния узника. Свое проживание в тюрьме оплачивали сами заключенные или их родственники. Богатые могли позволить себе просторные камеры с добротной мебелью, знатным заключенным позволяли читать книги и писать письма. Узник среднего благосостояния мог оплатить узкие комнатушки с жесткой кроватью. Такие "малые" камеры называли "пистолями" - от денежной единицы "пистоль". А узников-бедняков ждало заключение в сыром темном подвале с соломенной подстилкой вместо кровати и крысами. Долго в таких условиях люди не выживали.


Консьержери-дворец в средние века

Тюрьма подразделялась на женскую и мужскую часть. Женщины могли гулять во внутреннем дворе у фонтана, где им разрешались свидания с близкими. Небогатые заключенные дамы, которые не могли оплатить услуги прачек, сами стирали свою одежду в фонтане во время прогулки.


Круглая башня справа называлась Серебряной башней, по легенде там были спрятаны королевские сокровища

В эпоху французской революции Консьержери стала тюрьмой для "подозрительных", выход из которой был только на гильотину. Узники содержались по нескольку человек в камере - время их пребывания в тюрьме обычно было недолгим. После вынесения приговора смертники устраивали прощальный ужин, утром их ждала повозка на гильотину.

"Заутра казнь, привычный пир народу..." - как писал Пушкин об узниках Консьержери.

В сентябре 1792 года около сотни арестантов погибли от самосуда, когда разъяренная нетрезвая толпа санкюлотов ворвалась в тюрьму, чтобы "повесить на фонарях" ненавистных "врагов народа".


Самосуд над "врагами народа" в сентябре 1792 года

Революционер Марат одобрил действия "истинных патриотов", себя он именовал "Друг народа" и издавал одноименную газету. Вскоре он сам стал жертвой самосуда. Его убила девушка - Шарлотта Корде.


Картина "Смерть Марата" - художник Жак-Луи Давид, который пережил короля, революцию, директорию и потом рисовал портреты Наполеона. Современники называли его "Один из самых бесчестных людей эпохи"
На картине в руке Марата приказ - будто он собирался дать денег бедной девушке, а она его убила. На самом деле - Марат приготовился записать имена "врагов народа", которые Шарлотта обещала ему назвать. Поэтому он согласился на аудиенцию с незнакомкой.

Марат страдал кожными заболеваниями и был вынужден находиться в ванне, поэтому и посетителей принимал в таком виде.


Картина "Смерть Марата" середины 19 века. Образ Шарлотты уже героический
Художник - Поль Жак Эме Бодри

О смерти Марата наш А.С. Пушкин писал
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду*.

*Эвменида - античная богиня мести.

Убитый Марат почитался как мученик революции, ему посвящали песни и оды.
В защиту Шарлотты Корде в годы террора осмелился выступить поэт Андре Шенье, не скрывавший восхищения ее смелым поступком:
"Тогда, как в эти дни, отравленные скверной,
Стенают подлецы, кто впрямь, кто лицемерно,
Среди бессмертных чтя Марата своего,
А идола сего заносчивый служитель,
Парнасский подлый гад, парнасской грязи житель
Вопит свой жалкий гимн у алтарей его.

Ты, Истина, молчишь. Слова оцепенели.
Страх спеленал язык, и губы не посмели
Пропеть деянью славному хвалу.
Ужель нам стоит жить? И жизни смысл каков?
Когда томится мысль под тяжестью оков
И от народных глаз скрывается во мглу..."


Шарлотта перед казнью. Женщинам остригали волосы. Все личные вещи, даже одежда и обувь - забирались у приговоренного на благо революции.

"...О, как нас обманул твой, дева, облик нежный,
Когда ты в глубине свой замысел мятежный,
Месть беспощадную лелеяла, тая,
Так небо тихое в безветренной лазури
Таит в себе порой возможность дикой бури,
Метущей молнии, волнующей моря.

И приведенная на подлой казни место,
Была прекрасна ты, как юная невеста,
Спокойное лицо и чистый ясный взор,
Как презирала ты хулу толпы народной,
Себя считающей всевластной и свободной
И с воплем радостным ловящей приговор.

Но с подвигом твоим сплетен и наш позор.
Мы - Франции сыны - молчим, потупя взор.
На миг мужчиной став, ты посрамила нас,
Нас - жалких евнухов, нас - хор душонок рабьих,
Погрязших в жалобах, увязших в всхлипах бабьих
Тогда, когда зовет кинжальной мести час."

Поэт пополнил списки "врагов народа", был арестован и приговорен к смертной казни.


"Слуга народа" зачитывает список приговоренных, фигура Андре Шенье в центре

А.С. Пушкин так описал последние минуты перед казнью поэта Андре Шенье:
...лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро веяло в темницу. И поэт
К решетке поднял важны взоры...
Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет!
Звучат ключи, замки, запоры.
Зовут... Постой, постой; день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует...
Плачь, муза, плачь!.

Судьба казненного писателя впечатлила Пушкина:
Меж тем, как изумленный мир
На урну Байрона взирает,
И хору европейских лир
Близ Данте тень его внимает,

Зовет меня другая тень,
Давно без песен, без рыданий
С кровавой плахи в дни страданий
Сошедшая в могильну сень.

Певцу любви, дубрав и мира
Несу надгробные цветы.
Звучит незнаемая лира.
Пою. Мне внемлет он и ты...


Первые часы в Париже были установлены на башне Консьержери (тогда еще дворца) в 14 веке, первоначальные часы утрачены. Нынешний вариант часов - работа мастера 16 века.
Нижняя надпись - «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».
В годы революции фраза об "Охране правосудия" звучала зловеще. Они будто отсчитывали последние минуты жизни осужденных.


"Мост Менял", ведущий к тюрьме Консьержери. По нему приговоренные следовали на казнь. Мост перестроен в 1860 году

"Мост менял" в 19 веке


А таким Мост менял был со средних веков до конца 18 века. Плотно застроен домами и лавками ростовщиков. В конце 18 века дома на мосту снесли.


Тюрьма Консьержери стала музеем в начале 20 века - в 1914 году

Знаменитые узники Консьержери

Ангерран де Мариньи

По воле злого рока. Первым казненным узником Консьержери стал архитектор дворца Консьержери - Мариньи, который занимался расширением этого здания. Он впал в немилость после смерти короля Филиппа Красивого и был казнен.


Казнь Ангеррана де Мариньи

Франсуа Равальяк

Арестован за убийство Генриха IV. Равальяк был фанатиком-протестантом, которому было видение - что он должен убить короля. Приговорен к смертной казни - четвертованию, но толпа не дала палачу выполнить свою работу и растерзала убийцу короля. Потомки Равальяка были отправлены в изгнание и сменили фамилию.


Франсуа Равальяк

Граф де Монтгомери

Многим известен по роману Александра Дюма - "Две Дианы". На турнире в поединке смертельно ранил короля Генриха II. Тогда графу удалось избежать наказания - турнир был честным, осудить победителя не могли. Габриэль де Монтгомери был арестован позднее по обвинению в государственной измене и казнен.


Граф Габриэль де Монтгомери в жизни


Габриэль в романе Дюма "Две Дианы"

Маркиза де Бренвилье

Прославилась как отравительница. Вместе с сообщником-любовником она также отравила мужа и детей. Любовник тоже сознался в злодеяниях, но потом внезапно умер. (Об этой мадам подробнее будет позже)
Маркиза упоминается и в романе Булгакова - "Мастер и Маргарита".


Маркиза де Бренвилье в заключении

Графиня де Ламотт

Авантюристка, выдававшая себя за особу королевской крови, обманом заполучила знаменитое "Ожерелье королевы" (об этом подробнее отдельно).


Авантюристка графиня де Ламотт


"Гражданская казнь" авантюристки. Ее публично выпороли розгами, а на плече выжгли клеймо с буквой "V", которое означало "воровка". Она была приговорена к пожизненному заключению, но сбежала из тюрьмы и перебралась в Лондон. Графиня отомстила Марии-Антуанетте, издав в Англии скандальную книгу о "личной жизни королевы", сплетни из которой якобинцы потом использовали для обвинения Марии-Антуанетты.

Королева Мария-Антуанетта

Королева оказалась узницей в той же тюрьме, что и авантюристка графиня де Ламотт. Королеве, в годы власти потратившей состояние на наряды и украшения, в тюрьму было разрешено взять два платья - белое и черное. Казнена на гильотине.


Мария-Антуанетта в тюрьме Консьержери, портрет написан после смерти королевы



Консьержери в 19 веке



Очередь в музей Консьержери летом. Дворец юстиции - часть комплекса Консьержери


Суровые стражи порядка


Рядом уютные кофе, где можно отдохнуть от долгой прогулки и снова двинуться в путь, продолжая поиски местных легенд

Другие легенды Франции

Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. Здесь сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура.

Комплекс Дворца Правосудия создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями, и каждая эпоха наложила свой отпечаток на этот эклектичный, но обладающий своеобразным шармом ансамбль.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики. Его можно посетить во время отдыха в Париже . Рассказ о Дворце Правосудия вы можете услышать во время экскурсии по историческому центру города, которую включают в себя многие туры в Париж .

Первоначально Дворец Правосудия был резиденцией королей Франции. Еще Хлодвиг – король из династии Меровингов – сделал Париж столицей франкского королевства. Вторая королевская династия в истории Франции – Каролинги – перенесли столицу из Парижа. Сменившая их династия Капетингов вновь вернула Парижу значение столицы с королевской резиденцией на острове Сите. В конце Х века Гуго Капет – первый король династии Капетингов – разместил во дворце совет и администрацию.

Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972-1031) решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет), на западе - Королевскую палату. Дворец, построенный по всем правилам крепостной архитектуры, представлял из себя здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Людовик VI Толстый (1108–1137), осаждаемый сеньорами, укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню, которая имела.11,7 м в диаметре и стены 3-метровой толщины. Эта башня получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века.

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120-1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней

Сегодня комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. В одном месте сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура. Эклектичный, но обладающий своеобразным шармом, ансамбль создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями.

Первыми, в третьем веке до нашей эры, на острове Сите поселились римские правители земли Галлия. Король франков Хлодвиг выбрал этот маленький островок местом для столицы своего государства.
Настоящий Королевский дворец на Сите появился только в одиннадцатом веке, он был построен по всем правилам крепостной архитектуры: небольшое здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Нечто, отдаленно напоминающее современный вид дворца, появилось при Людовике IX Святом: по его приказу была возведена Святая Часовня, которая вошла во все анналы архитектуры как эталон пламенеющей готики. Несмотря на то, что она является неотъемлемой частью общего ансамбля, ей позже будет посвящен отдельный рассказ.
Филипп Красивый, правивший Францией в самом начале XIV века, решил построить дворец, достойный короля. Он поручил все работы Энгерранду де Мариньи. Прежде всего архитектор благоустроил покои короля и создал Большой Зал (сегодня на его месте располагается Зал потерянных шагов), называемый также залом Прокуроров: в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.
Филипп Красивый ввел и должность консьержа - управителя всего дворца. Для консьержа и его служб построили специальные помещения, названные позже Консьержери (Conciergerie). К ним относятся Гвардейский Зал, зал Ратников и три башни: Цезаря, как напоминание о том, что здесь когда-то жили римляне; Серебряная, в которой король хранил свои реликвии; и наконец башня, где преступников подвергали страшным пыткам: Бонбек.
Сводчатый, огромных размеров, готический Зал Ратников служил столовой для 3000 охранников и других служителей дворца. Должность консьержа была одной из самых доходных в Париже, ведь он имел право сдавать под наем все помещения Консьержери, расположенные на первом этаже (в 1596 году там насчитывалось 224 лавки, принадлежавшие парикмахерам, виноторговцам, букинистам, ювелирам).

Дворец оставался резиденцией королей Франции до 1358 года, когда восставшие парижские торговцы перерезали половину советников Карла V, и испуганный дофин покинул навсегда это место, чтобы сначала поселиться во дворце Сен-Поль, а потом в Лувре. Дурные воспоминания не помешали королю внести некоторое усовершенствование: на самой высокой из башен он установил первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями, символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображания Закона и Правосудия. С тех пор башня эта стала называться Часовой.
Несмотря не то, что король покинул дворец, жизнь в нем не замерла. Здесь продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. А помещения Консьержери превратились в тюрьму.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Святую Часовню и ее чудом удалось спасти. Галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. На этом месте теперь находится главный вход во Дворец правосудия, его отделяет от улицы элегантная решетка, отлитая во времена Людовика XVI.

После революции в здании дворца разместился Трибунал, который за короткий срок своего существования отправил на эшафот более двух с половиной тысяч человек, среди них были "враги революции" - аристократы и сами создатели трибунала.

В эпоху Наполеона была создана новая судебная система, но, как и прежде, она осталось в стенах бывшего Королевского дворца и Консьержери, которые было поручено перестроить архитектору Жиро.
Основные работы по полной реконструкции и расширению дворца начались, однако, лишь в 1840 году под управлением Юйо, которого сменил Дюк. На протяжении небольшого времени на набережной Часов воздвиглись новые здания, застроился Майский двор, названный так, потому что во времена королей здесь каждый год сажали новое дерево. Отреставрировали Зал потерянных шагов, снесли немногие здания, оставшиеся от первого королевского дворца, построенного еще в XI веке. Как только все работы были завершены, разразилась очередная революция - Парижская Коммуна. За сто дней ее существования сгорел почти весь Париж, и Дворец Правосудия не оказался исключением.
Строительство начали заново: в 1875 году открылся вестибюль Арлей. Его архитектура очень торжественна, но появление западного фасада Дворца Правосудия полностью разрушило другой архитектурный ансамбль острова Сите, не менее примечательный: площадь Дофина, созданную при Генрихе III и являвшуюся прообразом площади Вогезов.

Полностью все реставрационные работы были закончены только к началу первой мировой войны. В 1914 году Д""ворец Правосудия признали памятником архитектуры, а здание Консьержери перестало служить тюрьмой.
Несмотря на то, что в здании дворца почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни один день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений. Вот, например, прошедшие здесь самые громкие процессы: 1880 - процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет "Я обвиняю", 1906 - осуждение Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 - суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики.













Набережная ювелиров


Где находится : quai de l"Horloge, 1, м.Cite
Как работает : с апреля по сентябрь 9.30-18.30, с октября по март 10.00-16.30, закрыт по праздникам. Вход с bd. du Palais.
Цена билета : € 6,10, можно купить единый билет для посещения Консьержери и Сен-Шапель - € 10.

История
В те времена, когда Галлия была провинцией Римской империи, на острове Сите находилась резиденция легатов. Позже Филипп II Август распорядился возвести на ее месите королевский замок, впоследствии перестроенный и расширенный Людовиком Святым. Дальнейшую реконструкцию провел его внук Филипп Красивый, построивший ту час королевского дворца, которую сейчас называют Консьержери. Со времен Людовика Святого и Филиппа Красивого сохранились:
- Зал стражи,
- Зал гвардии,
- башня Цезаря, названная так в память о римских временах,
- Серебряная башня (говорят, в ней спрятаны королевские сокровища),
- башня Бонбек (название можно перевести как "мощный клюв", здесь находилась камера пыток),
- Парижская улица.

В середине XIV в. Карл V Мудрый переехал во дворец Сен-Поль, передав Консьержери в распоряжение парижского парламента (высшая судебная инстанция, куда можно было апеллировать на судебные решения феодалов), счетной палаты (высший финансовый орган королевства) и королевского совета. Кроме властных структур в стенах замка размещалась тюрьма.

Для того, чтобы следить за порядком, управлять зданием и информировать короля, Карл V учредил особую должность – консьерж. Занимавший ее чиновник обладал большой властью и многочисленными привилегиями, но был обязан постоянно жить в самом дворце. Он получал доход с аренды помeщений парикмахерам, виноторговцам, торговцам серебром и золотом. Когда в 14 веке Консьержери стала тюрьмой, он получал деньги за аренду тюремной мебели заключенным.

Около 1350 года в северо-восточном углу дворца построили прямоугольную дозорную башню, на которой установили первые во Франции часы . В 1585 году их заменили часами с красочным циферблатом, обрамленным барельефами с аллегорическими изображениями Закона и Правосудия. Механизм исправно работает по сей день.

После падения монархии Консьержери стал тюрьмой Революционного трибунала. В течение двух лет более 2 700 человек, приговоренных к смерти, провели в казематах старого дворца свои последние минуты. Среди них – королева Мария-Антуанетта, поэт А.Шенье, М.Робеспьер. В XIX в. здесь томились маршал Ней, анархисты Орсини и Равашоль. В этом же веке Виолле ле Дюк в рамках комплексной реконструкции Сите перестроил дворец, вновь придав ему средневековые черты. В 1914 году тюрьму закрыли и присвоили дворцу статус исторического памятника.

Осмотр Консьержери
Спустившись от входа по довольно крутой лестнице, попадаем в Зал стражи (1310 г.). Это самый древний из сохранившихся в Европе средневековых залов. При Филиппе IV Красивом это была своеобразная приемная перед Большим залом, где король вершил правосудие. В 1793-95 гг. здесь заседал Революционный трибунал. Зал со стрельчатыми сводами разделен на четыре нефа тремя рядами колонн. Капитель одной из колонн украшена барельефом, где, как предполагают, изображены Абеляр и Элоиза.

В Зале гвардии (длина 64 м, Шарина 27,5 м, высота 8,5 м, 1312) находилась столовая, где кормили примерно 2 000 человек, состоявших на службе у короля. Четыре огромных камина обогревали зал. У южной стены – внушительных размеров фрагмент королевского обеденной стола (черный мрамор), за которым во время революции заседал суд Революционного трибунала.

От кухонного павильона (квадратное в плане помещение), построенного при Иоанне II Добром, сохранился только нижний уровень со стрельчатыми сводами и четырьмя грандиозными угловыми очагами, на каждом из которых готовили строго определенную пищу: на одном птицу, на другом мясо, на третьем рыбу, на четвертом овощи.

Когда в Консьержери была тюрьма , четыре западных пролета Зала гвардии отгораживались от остальной части зала стеной с решетками. В застенке (он назывался Парижская улица – rue de Paris) содержались самые бедные заключенные, которые не могли оплатить более комфортабельную камеру. Их камеры называли "сенники", так как в качестве постели у узников было только сено. Сегодня в помещениях, расположенных к югу от Зала гвардии воссоздана обстановка тюрьмы Коньсержери эпохи революции. На первом этаже можно осмотреть коридор узников , предназначенный для прогулок заключенных, рабочее место секретаря суда , составлявшего списки осужденных, комнату консьержа , отвечавшего за безопасность, соблюдение режима и снабжение, туалетную , где у приговоренных к смерти перед казнью отбирали личные вещи, отрывали воротнички и обрезали волосы, правда, только на затылке. Это делалось с определенной целью, и вовсе не только лишь для того, чтобы они не мешали плавному скольжению ножа гильотины. По обычаю, палач, взяв отрубленную голову за волосы, должен был показать ее толпе и лишь затем швырнуть обратно в корзину. Рассказывают, что, показывая толпе отрубленную голову Шарлотты Корде, убившей Марата, помощник палача ударил ее по щеке, и щека покраснела – от негодования ли или же из-за того, что у палача были залиты кровью руки, осталось неизвестно.

Кроме того, на первом этаже есть капелла Жирондистов , получившая теперешнее название за то, что в этом помещении, построенном в Средние века, в 1793 году содержались перед казнью депутаты-жирондисты, капелла Марии-Антуанетты , построенная по желанию Людовика XVIII на месте, где находилась тюремная камера королевы. Капелла разделена на две части. По преданию, в западной ее половине провел последние часы перед казнью Робеспьер.

В восточной половине воспроизведена обстановка камеры Марии-Антуанетты . На основании исторических свидетельств реставраторы постарались воссоздать все в этой камере так, как это было во времена революции: внутри видна восковая фигура женщины в черном, за которой зорко следит охранник. Женщина с книгой сидит спиной к посетителям, а перед ней на стене с отрывающимися обоями, на которых изображена геральдическая лилия, висит распятие. На полу – подлинный ковер XVIII в.

На женском дворе сохранился фонтан, где узники стирали, и один из каменных столов. Двор окружали камеры, за пребывание в которых заключенные должны были платить. Одно из помещений называется "Уголок двенадцати", где мужчины и женщины могли переговариваться через решетку. Мурашки пробегают по коже, когда, выйдя на залитый солнцем аккуратный зеленый газон, представляешь себя на месте несчастных, последний раз щурящихся после сырых темных камер на солнечный свет перед отправкой на гильотину… Отсюда на эшафот везли Марию-Антуанетту, которая, хотя и превратилась в последние часы ожидания смерти в поседевшую за одну ночь старуху, выходила с гордо поднятой головой и поистине королевским величием. Говорят, что, когда она взошла на эшафот, вся толпа, бесновавшаяся несколько мгновений назад, изумленно притихла – так сильно было впечатление от нечеловеческого самообладания гордой королевы. Уже подходя к гильотине, Мария-Антуанетта случайно наступила на ногу палачу и, нисколько не смутившись, произнесла: "Прошу прощения, месье, это было не намеренно".

В первом зале второго этажа вывешен список гильотированных узников Консьержери. В соседних залах – документы, гравюры и подлинные тексты, посвященные 500-летней историю тюрьмы.

Дворец Консьержери включен в комплекс зданий Дворца правосудия (Palais de Justice, bd. du Palais, 4), построенного при бароне Османе около 1860 года в неоклассическом стиле во дворце находятся суды высших инстанций Парижа, а также Конституционный суд Франции. Кроме этого, на территории комплекса располагается одна из самых красивых церквей мира –

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png