Даты заезда: каждый понедельник

Сезон: Лето-Осень

Стоимость тура: 16500 руб.

Всесоюзный пешеходный маршрут № 30 в 80-е годы 20 века стал своеобразным символом, определяющим принадлежность любителей костров и палаток к племени настоящих туристов. Надо сказать, что этот маршрут стал известен благодаря китайским торговцам шелком и другими товарами. Караваны, снаряженные для торговли на черноморских рынках сопровождались надежными проводниками, которые выбрали этот путь как самый короткий и безопасный.

Протяженность маршрута составляет до 80 км. Весь поход проходит в лучших традициях любителей романтики: идем с рюкзаками и наслаждаемся красотой горных пейзажей, спим в палатках, ужинаем у костра. По интенсивности нагрузок этот маршрут доступен любому здоровому человеку, без острых заболеваний и особых медицинских ограничений. Во время похода мы пройдем несколько чередующихся климатических зон: субальпийский, альпийский, тропики и субтропики. На всем протяжении 30-го маршрута нас будут сопровождать множество эндемичных растений, каньоны, альпийские луга, хвойный лес, горные реки. Эта незабываемая сказка навсегда останется с Вами.

"Через горы на море. Знаменитая тридцатка"

Даты заездов в 2017 году:

Июнь: 05.06 - 11.06; 12.06 - 18.06; 19.06 - 25.06; 26.06 - 02.07
Июль: 03.07 - 09.07; 10.07 - 16.07; 17.07 - 23.07; 24.07 - 30.07, 31.07 - 06.08
Август: 07.08 - 13.08; 14.08 - 20.08; 21.08 - 27.08; 28.08 - 03.09
Сентябрь: 04.09 - 10.09; 11.09 - 17.09

1 день. Встреча на вокзале г Краснодар (за доп. плату - 500 руб с человека) Размещение на турбазе, обед. Несложная прогулка к Сквозной пещере и каньону реки Белая. После прогулки беседа и инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в горах. Ужин. Посиделки у костра.

2 день. Водопады всегда очаровывают бесконечным шумом ниспадающей воды, больше похожим на музыку. Шум - это один из пяти водопадов, которые мы посетим сегодня в ущелье Руфабго. Каждый из водопадов не похож на другой. Следом идут - Каскадный, Сердце Руфабго, Девичья Коса, Чаша любви. Для полного счастья можно будет искупаться в водопаде и пообедать на одной из зеленых полян у туристского костра. Далее, мы продолжим путь по ущелью вверх, с остановками на смотровых площадках, и вернемся на турбазу. На турбазе нас будет ждать ужин и песни под гитару у вечернего костра.

3 день. Сегодня отпрвляемся в ущелье Мешоко, идем по руслу ручья в окружении каштанового и букового леса. Ущелье встречает нас живописными видами: водопады, гроты и пещеры приветствуют нашу группу. Во время этого учебно-тренировочного похода инструктор рассказывает об основах поведения в составе туристской группы. Далее разводим костер и готовим обед. Купание в водопаде не возбраняется! Возвращаемся на турбазу, ужинаем и готовим рюкзаки к предстоящему походу в горы. Вещи, не нужные на маршруте, отдаем инструктору для отпрвки на место нашего прибытия на море.

4 день . Просыпаемся в приподнятом настроении, завтракаем и едем на плато Лаго-Наки. Мы находимся на территории Кавказского биосферного природного заповедника. Наша первая цель - туристский приют "Фишт" на высоте 1600 м. Путь к нему лежит по бесконечному горному плато в альпийской и субальпийской зонах. Впереди четыре перевала: Абадзешский, Инструкторская щель, Гузерпильский, Армянский. Обедаем на берегу карстового озера. Продолжаем путь в окружении нереально красивых горных цветов и нерастаявших снежников. Прибываем в приют "Фишт" к 18-19.00. Здесь работает небольшой магазинчик, продукты в который доставляются на вертолете. Далее ужинаем среди снежных горных вершин и понимаем как прекрасен этот мир..

5 день . В этот день мы отдыхаем, гуляем, фотографируем, одним словом наслаждаемся пребыванием в горах. На территории приюта есть площадки для игры в футбол, волейбол. Есть настольные игры. Приют "Фишт", это то уникальное место, где пересекаются многочисленные туристские тропы. Под крышу приюта частенько захаживают заядлые путешественники, романтики, интересные люди, и поэтому Вы всегда найдете симпатичную кампанию. Мы предложим Вам совершить выход на малый ледник Фишт в зону вечных снегов и льда. Вам представится возможность поиграть в снежки и весело покататься со склонов ледника под яркими солнечными лучами.

6 день. После завтрака нас ждет несложный маршрут к Белореченскому и Черкесскому перевалам. По пути мы обязательно зайдем в гости к пастухам и попробуем высокогорный сыр, приготовленный по старинным дедовским рецептам. Восхождение по тропам переходит в долгожданный спуск "Веселый", который выведет нашу группу в царство светлого букового леса. Идти в лесу всегда заметно легче, и совсем скоро свои двери откроет приют "Бабук-Аул". Вечером вручениегосударственной награды - значок и удостоверение турист России.

7 день . Сегодня мы совершаем прогулку в зоне влажных субтропиков, проходим реликтовую самшитовую рощу и выходим к искрящимся водопадам. Купаемся, загораем. Обед у реки Бзыч. Автобусный переезд в пос. Дагомыс. Получение личных вещей. Вот и все.. Мы прощаемся с Вами до новых встреч, а Вы остаетесь отдыхать на Черном море по своему плану.

Примечение: При необходимости мы поможем с размещением в местных домах отдыха, организуем трансфер.

Дети до 10 лет на маршрут не допускаются!

Стоимость тура: 16500 рублей с человека.

В стоимость тура входит:

Проживание на турбазе и туристских приютах

3-х разовое питание

Услуги инструктора

Трансфер внутри маршрута

Перевозка вещей из поселка Каменномостский в Лоо

Прокат снаряжения (палатки, котелки, аптечка и т.д.)

Входные билеты на экскурсионные объекты (кроме Хаджочской теснины) и пребывание в заповеднике

Заброска продуктов на приюты

Аптечка на группу

Страховка

В стоимость тура не входит:

Трансфет от г. Краснодар до поселка Каменномостский - 500 руб

Проживание на побережье - 700 руб

Прокат спального мешка - 300 рублей за все дни похода

Прокат рюкзака - 700 рублей за все дни похода

30 маршрут Лайт

Июнь: 08.06 - 13.06; 15.06 - 20.06; 22.06 - 27.06; 29.06 - 04.07
Июль: 06.07 - 11.07; 13.07 - 18.07; 20.07 - 25.07; 27.07 - 01.08
Август: 03.08 - 08.08; 10.08 - 15.08; 17.08 - 22.08; 24.08 - 29.08; 31.08 - 05.09
Сентябрь: 07.09 - 12.09; 14.09 - 19.09

Этот облегченный маршрут через горы к морю длится 6 дней и отличается от полного 8-ми дневного маршрута тем, что мы проведем меньше времени в поселке Каменномостский и не совершим прогулку к водопадам в ущелье Руфабго. Без тренировочного похода в ущелье Мешоко, мы на 2-й день после размещения отправимся на плато Лаго-Наки, откуда и начнем свой интерсный путь по альпийским лугам через горы к морю по тому самому 30-му маршруту. Поселок Солох-Аул известен благодаря чаеводу И.А. Кошману, который еще в 1901 году посадил первые кусты чая, привезенные из Чаквы. В поселке мы посетим дом-музей чая, пройдем на дегустацию чая и горного меда с горячими блинами. В конце похода состоится награждение всех участников группы значками "Турист России". В заключение мы отправляемся на автобусе в поселок Дагомыс, где Вас ждет долгожданное море!

Стоимость тура: 10300 рублей с человека.

В стоимость тура входит:

Проживание в палаточном городке

3-х разовое питание

Услуги инструктора

Прокат снаряжения (палатки, тенты, котелки)

Трансфер из поселка Каменномостский на плато Лаго-Наки

Входные билеты на территорию заповедника

Посещение дома-музея чая

В стоимость тура не входит:

Трансфер до поселка Каменномостский

Прокат личного снаряжения (спальник и коврик - 250 рублей за все дни похода)

Размещение в гостинице на побережье

Даты тура 2019:
Июнь: 10.06 – 16.06; 17.06 – 23.06; 24.06 — 30.06
Июль: 01.07 – 07.07; 08.07 – 14.07; 15.07 – 21.07; 22.07 — 28.07; 29.07 — 04.08
Август: 05.08 – 11.08; 12.08 – 18.08; 19.08 — 25.08; 26.08 — 01.09
Сентябрь: 02.09 — 08.09; 09.09 — 15.09

Стоимость программы на человека: 16 500 рублей

Детям от 10 лет скидка — 10%. Детям старше 14 лет и студентам скидка — 5%. Детей советуем брать с 12 лет, спортивных детей с 10 лет. На первый заезд дети не допускаются .

Программа тура:

В дни заезда с 11-го июня по 10-е сентября действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 06.30, от аэропорта в 07.00, 500 рублей с человека.

1 день . Заезд на турбазу Новая или в гостиницу с аналогичными условиями в течении дня, размещение в номерах с удобствами на территории, знакомство с инструктором. Прогулка к Сквозной пещере. Обед на турбазе. Экскурсия в не оборудованную часть каньона реки Белой. Каньон отображает удивительные, неповторимые, талантливо созданные природой произведения каменного искусства. Знакомство с районом. (Смотрите страницы сайта — Каньон, Горный курорт Хаджох После ужина вечер знакомств, посиделки у костра.

2 день. Поход в ущелье Руфабго (основной памятник природы этого района). На маршруте вы осмотрите пять живописных водопадов, смотрите страницу сайта — Водопады Руфабго, осмотрите грот — стоянку первобытного человека и окружающие скалы покрытые буйной растительностью. Обед в ущелье у туристского костра. Возвращение на турбазу через смотровые площадки. Вечером песни под гитару на костровой площадке.

3 день. Тренировочный поход в ущелье Мешоко, Ущелье находится в стороне от нахоженных туристских троп, но также имеет живописные водопады, красивые гроты, пещеры. Кругом каштановый и буковый лес. Это места неандертальских поселений, которым 120 — 130 тысяч лет. Огромное скопление курганных погребений зихского, касожского, меотосарматского и скифского периодов хранят тайну существовавших здесь народов. Путь пролегает по отшлифованному водой, чистому скальному руслу ручья, обед в ущелье. Вечером сдаём вещи не нужные в основном походе для отправки в Дагомыс. Подготовка к основному походу, смотрите страницы сайта: ущелье Мешоко.

4 день . Автобусный переезд Хаджох — плато Лаго-Наки. Пеший переход до приют «Фишт», В этот день вы пройдете хребет Каменное море, четыре несложных перевала, побываете в субальпийской и альпийской зонах. Обед в альпике у карстового озера. В первой половине лета, часть пути проходит по снежникам. Это самый интересный и насыщенный впечатлениями день маршрута. Вечером поднятие флага, посиделки у костра.

5 день. Приют «Фишт» — радиальный выход на Малый ледник горы Фишт. В этот день вы побываете в классической нивальной зоне (зона голых скал, вечных льдов и снегов). У ваших ног будут горные ущелья. Смотрите страницу сайта: Горы России, Легенды гор, Фишт. Обед на приюте. Для желающих восхождение на огромный валун Фиштенок. Вечером костер.

6 день. Приют «Фишт» — пер. Белореченский — приют «Бабук-аул». В этот день вас ждут два не сложных перевала (на которых работает телефонная связь) и продолжительный, «Весёлый» спуск в зону субтропиков по буковым лесам колхидского типа.

7 день. Приют «Бабук-аул» — поселок Солох-аул — Дагомыс. Этот день мы проведем в зоне влажных субтропиков, пройдем по самшитовой роще, увидим пышную и буйную растительность, несколько водопадов, множество редких по красоте скальных форм. Обед у реки Бзыч. А втобусный переезд в пос. Дагомыс, после 17.00 прибытие в Дагомыс. В Дагомысе получение личных вещей сданных в Хаджохе. По желанию забронируем размещение в отелях и пансионатах на сочинском побережье.

В стоимость программы включено:

  • проживание на турбазе и туристических приютах,
  • 3-х разовое питание, услуги повара на турбазе и приютах,
  • услуги инструктора,
  • внутримаршрутный транспорт, перевозка вещей (курортных) из Хаджоха в Дагомыс, заброска почти всех продуктов и газа на приюты,
  • прокат группового снаряжения,
  • входные платы (кроме развлекательного центра Хаджохская теснина),
  • групповая аптечка,
  • плата за пребывание в заповеднике.

В стоимость программы не включено: проезд из вашего города, прокат спального мешка — 400 рублей за поход, рюкзака — 700 рублей, коврика 100 рублей.

Необходимое личное снаряжение: рюкзак (50 — 70 литров), личный спальный мешок и коврик, накидка на случай дождя, походная обувь — кроссовки либо туристские ботинки, подменная обувь, тапочки для душа, тёплый спортивный костюм и свитер, капроновый ветровой костюм, рубашка с длинными рукавами, шляпа с широкими полями, маленький фонарик, полиэтиленовая бутылка для воды, личная посуда, сидушка.

ТУДА: прибытие на ж/д вокзал или аэропорт Краснодара, в 6:30 и 7:00 соответственно трансфер (доп. плата) до турбазы. Те,кто заказывают трансфер-их будут встречать в аэропорту и на ж/д с табличкой "Хаджох", у главного входа в вокзал со стороны перрона и в аэропорту в зале прилета пассажиров. Для тех, кто прибывает самостоятельно: заезд в течении первого дня на турбазу Новая: пос. Каменномостский (Хаджох), ул. Комсомольская д 7. (рядом с тесниной) За 15 минут до прибытия в Каменномостский (Хаджох) туристам нужно позвонить встречающему и он встретит туристов на автостанции на белой Ниве.

ОБРАТНО: после 17.00 прибытие в Дагомыс, получение личных вещей, сданных в Хаджохе, отправление адлеровским поездом (самолетом) домой.

Подробнее о том, как добраться к месту встречи:

В дни заезда действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 06.30, от аэропорта в 07.00 - 500 руб/чел

    Поездами до г. Краснодар, далее трансфер в 06.30 (500 руб/чел) или автобус г. Краснодар - пос. Победа до пос. Каменномостский (Хаджох) отправление в 06.50 и 16.24, встреча автобуса в Хаджохе. Автобус г. Краснодар - г. Майкоп 1 раз в час. В Майкопе остановка – автостанция около рынка, далее автобусом до пос. Каменномостский в Каменномостском остановка – ст. Хаджох, встреча автобуса в Хаджохе. Отправление автобусов с привокзальной площади Краснодара. Индивидуальный трансфер 3000 руб/машина.

    Легендарная "Тридцатка"

    256-дневная оборона Севастополя 1941-1942 гг. несомненно останется одной из наиболее ярких страниц истории 2-й мировой войны. Защитники главной базы Черноморского флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны. Немалую роль в этом сыграли уникальные береговые батареи Севастополя .

    Признания противника – одно из самых ценных свидетельств. Немецкие генералы и фортификаторы неоднократно признавали, что «форт Максим Горький» (под таким названием в немецких документах фигурирует севастопольская береговая батарея №30) являлся подлинным шедевром инженерного искусства» и что именно «форт Максим Горький» «в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода» . Против «тридцатки» немецкое командование стянуло со всей Европы самые мощные орудия. На стенах погибшей в неравном бою батареи вражеские солдаты написали «… самая сильная крепость мира»

    Еще в 1905 году после войны с Японией Российское правительство приняло решение усилить обороны военно-морской базы в Севастополе, соорудив на подступах к городу две береговых батареи крупного калибра.

    Вид на Любимовку, район 30 башенной береговой батареи (форт Максим Горький I), май 2008 г.

    Вид на Любимовку, район 30 башенной береговой батареи (форт Максим Горький I), май 2008 г.

    Постройка батареи береговой обороны была начата на возвышенности Алькадар (в районе нынешнего поселка Любимовка) в 1913 году. Проект батареи разработал военный инженер генерал Н.А.Буйницкий с учетом рекомендаций известного русского фортификатора (еще и известного композитора) генерала Цезаря Антоновича Кюи, который, изучив в специальной работе особенности обороны Севастополя в 1854-1855 годах, предложил для батареи наиболее выгодную позицию. В конце минувшего столетия военные инженеры с огромным интересом следили за полемикой Кюи в печати с немецким генералом фон Зауером, считавшим, что строительство фортов стало делом дорогостоящим, но совершенно бесполезным. История 2-й обороны Севастополя подтвердила правоту русского фортификатора.

    Это был без преувеличения гениальный проект. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Их дальность стрельбы составляла 44 километра. Находится на севере от Севастополя, в годы ВОВ могла обстреливать как морские цели так и сухопутные.

    Почти 100 лет назад батарею уже планировали полностью электрифицированной. Все операции по заряжанию и наведению орудия выполняли 17 электродвигателей. На поверхности должны были находиться только орудийные башни с 200-миллиметровой броней. Остальные помещения батареи находились в железобетонном массиве длиной 130 и шириной 50 метров. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения. В подбашенном помещении имелась рельсовая железная дорога с ручными вагонетками, в которых боеприпасы доставлялись к заряднику. С командным пунктом батарею должен был соединять 600-метровый подземный коридор. Работы велись до 1914 года. По сей день на батарее сохранились переговорные устройства начала прошлого века.

    Строительство батареи возобновилось в 1928 году. От станции Мекензиевы горы к батарее проложили 6,5-километровую ветку. Массивные детали сгружали с железнодорожных платформ и устанавливали на свои места специальным краном. В башнях батареи были установлены 305-миллиметровые орудия образца 1913 года (линкоровский калибр).

    В 1934 году после пробных артиллерийских стрельб по морским целям батарея вошла в состав частей береговой обороны Черноморского флота с присвоением №30. Первым командиром тридцатой батареи был капитал Ермил Донец.

    В 1936 году был сооружен главный командный пункт батареи, а также система постов корректировки огня (на мысе Лукулл, в устьях рек Альмы, Качи, на мысах Херсонес и Фиолент, а также над западным берегом

    Балаклавской бухты). Такая сеть наблюдательных пунктов была необходима в связи с колоссальной дальнобойностью батареи - 44 километра. Иными словами батарея доставала до Николаевки или Почтового, а Бахчисарай могла накрыть любым снарядом. «Тридцатка» держала под контролем площадь свыше 5 тысяч квадратных километров.

    В боевой рубке башенной батареи №30: командир батареи капитан Г.А. Александер (слева) и военком батареи старший политрук Е.К. Соловьёв. 1941 год.

    В боевой рубке башенной батареи №30: командир батареи капитан Г.А. Александер (слева) и военком батареи старший политрук Е.К. Соловьёв. 1941 год.

    В 1937 году командование 30-й батарей принял капитан Георгий Александрович Александер.

    К началу 2-й мировой войны в Севастополе было две батареи такого калибра. Помимо расположенной в районе поселка Любимовка «тридцатки» , базу флота прикрывала батарея №35 на мысе Херсонес. Обе они входили в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского Флота. Обе батареи изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника: 30-я батарея прикрывала район севернее мыса Лукулл, 35-я батарея должна была обстреливать сектор от мыса Херсонес до мыса Фиолент. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.

    Севастополь, Казачья бухта, 35-ая береговая батарея, центральный вход в артблок (форт Максим Горький 2). Май 2008 г. Панорама 360 градусов

    Севастополь, Казачья бухта, 35-ая береговая батарея, центральный вход в артблок (форт Максим Горький 2). Май 2008 г. Панорама 360 градусов

    Следует отметить, что 35-батарея была расположена слишком далеко от района наступления немцев и доставала только до станции Мекензиевы горы, а поэтому именно "тридцатке" суждено было сыграть столь яркую роль в обороне Севастополя.

    30 октября 1941 года 11-я немецкая армия начала наступление на Севастополь. Первыми вступили в бой артиллеристы 54-й батареи береговой артиллерии, находившаяся в 40 км от Севастополя у деревни Николаевка. 1 ноября по колонне мотопехоты открыла огонь 30-я батарея. Первая боевая стрельба была проведена по частям г подвижной группы Циглера в районе станции Альма (ныне Почтовое).

    Из записей в «Журнале боевых действий батареи»:

  1. 4 ноября 1941 года, 14 ч. 55 мин., выпущено по наступающей пехоте и минометной батарее 19 шрапнелей. Батарея подавлена, наступление приостановлено.
  2. 16 ч. 36 мин. По балке Коба-Джига 6 снарядов (летчики заметили там скопление техники противника)
  3. 19 ч. 10 мин. Заградительный огонь по шоссе Симферополь - Бахчисарай и по железной дороге... 21 снаряд. Рассеяно до батальона пехоты.
  4. 22 ч. 00 мин. Шесть фугасных снарядов по пехоте...
  5. С помощью развернутых заблаговременно на господствующих высотах наблюдательных пунктов батарея поражала колонны немецких войск и железнодорожные составы на станциях Альма и Биюк-Сюрен. Прибыв в Севастополь, командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров тщательно изучил обстановку, оценил исключительно удачное расположение батареи Александера. О значении 30-й батареи говорит тот факт, что один из главных ударов своего декабрьского наступления немцы вели в районе реки Бельбек и Маккензиевых гор именно с целью уничтожения 30-й батареи. Во время наступления к командному пункту батареи, на расстоянии 300 метров подошли около 12 танков противника. Батарея открыла огонь прямой наводкой по немецким танкам.

    «Положение создалось довольно затруднительное , - вспоминал участник боев Д. И. Пискунов, - Но тут земля под нами вздрогнула, и раздался близкий взрыв огромной силы. Выглянув из траншеи, я увидел, что там, где только что стоял и стрелял танк, уже ничего не было! Лишь падали комья земли и какие-то обломки. Оказалось, что по танкам ударила прямой наводкой береговая батарея Александера ».

    У немецкого командования 30-я батарея получила название форт «Максим Горький I» (под вторым номером шла батарея №35). Именно боевыми качествами форта командующий немецкой армией, штурмовавшей Севастополь, Эрих Манштейн оправдывал перед фюрером неудачи при штурме Севастополя.

    Плакат 1942 года

    Плакат 1942 года

    За два месяца 30-я батарея произвела по немецким войскам 1238 выстрелов. При полном заряде стволы батареи должны были выдерживать 300 выстрелов – потом их требовалось заменить. Поэтому командование «тридцатки» вело огонь половинными зарядами. И все же к началу 1942 года каналы стволов полностью износились.

    Из секретного хранилища в Севастополе извлекли запасные 50-тонные стволы. В январскую ночь их перевезли на батарею и замаскировали. По инструкции в мирное время стволы батареи с помощью 75 тонного подъемного крана, можно было заменить за 60 суток. Личный состав батареи вместе со специалистами ленинградского завода «Большевик», и Артиллерийского ремонтного завода Черноморского флота №1127 заменили стволы за 16 суток вручную с помощью небольшого крана и домкратов. Причем линия фронта к тому времени находилась в 1,5 километрах от батареи.

    В мае 1942 года немецкое командование начало новое наступление на Севастополь , под кодовым названием «Штёрфанг» (Лов осетра). Понимая всю важность «форта Максим Горький -1» в системе обороны города, противник перебросил под Севастополь мощную группу тяжелой артиллерии.

    305-мм мортира фирмы "Шкода" образца 1917 года. У немцев под Севастополем было 16 таких мортир, которые выпустили во время 3-го штурма 4922 снаряда.

    305-мм мортира фирмы "Шкода" образца 1917 года. У немцев под Севастополем было 16 таких мортир, которые выпустили во время 3-го штурма 4922 снаряда.

    210-мм мортира Mrs 18 обр. 1918/36 г.

    210-мм мортира Mrs 18 обр. 1918/36 г.

    В ней имелись пушки калибра до 194 мм, дивизион 210-мм мортир, два дивизиона 240-мм тяжелых гаубиц, четыре батареи гаубиц калибра 280 мм, два дивизиона 305-мм мортир, батарея из двух мортир калибра 356 мм. Под Севастополем были развернуты 624-й дивизион (в каждой из трех его батарей было по две 305-мм мортиры и три 210-мм Moerzer 18), батарея 420-мм гаубиц, батарея 420-мм мортир «Gamma» (вес установки 140 тонн, вес снаряда 1020 кг; дальность стрельбы 14 километров) и батарея 280-мм железнодорожных артустановок.

    420-мм мортира Gamma-Geraet на позиции под Севастополем. Лето 1942

    420-мм мортира Gamma-Geraet на позиции под Севастополем. Лето 1942

    280-мм железнодорожное орудие "Бруно" на позициях под Севастополем

    280-мм железнодорожное орудие "Бруно" на позициях под Севастополем

    Кроме того, имелось 2 специальных орудия калибра 600 мм типа «Карл» и 800-мм суперпушка «Дора» .

    Осадные мортиры «Карл» передвигавшиеся на гусеничном ходу, стреляли 600-миллиметровыми бетонобойными снарядами массой свыше двух тонн (т.е. вдвое превосходили «тридцатку» по калибру и втрое – по весу снаряда). Таким образом, «Карл» стал самой крупнокалиберной и тяжелой самоходной артиллерийской установкой. Впрочем, гусеницы применялись только для ограниченного маневрирования на огневой позиции. В связи с большой величиной силы отдачи машина перед выстрелом опускалась днищем на грунт. По замыслу конструкторов снаряд «Карла» пробивал бетонную плиту толщиной до 3,5 м либо 450-мм броню. Небольшая скорость полета снаряда позволяла наблюдать его в воздухе.

    Помимо двух «Карлов» под Севастополь перебросили орудие «Дора» калибром 800-мм . Это было самое большое орудие в мире, применявшее в войнах. Пушка перевозилась 60-ю железнодорожными составами. Ствол орудия имел длину 30 м., а лафет был высотой в 3-х этажный дом. Орудие обслуживало 5 тысяч человек, командовал им генерал-майор. Наведение по горизонтальной плоскости осуществлялось движением орудия по специально построенному искривленному участку трехколейной железной дороги. Монстр стрелял снарядами от 4 до 7 тонн, которые пробивали броню толщиной в 1 метр или 8-метровый слой бетона. «Дора» не успела к штурму линии Мажино, поэтому Севастополь должен был стать ее первым боевым крещением.

    Орудие «Дора» калибром 800-мм

    Орудие «Дора» калибром 800-мм

    Огневую позицию для «Доры» выбрали в 2 км к востоку от Бахчисарая. Оборудование ее заняло 4 недели. 26 мая 1942 года орудие было установлено на позиции.

    5 июня 1942 года в 5.35 первый бетонобойный снаряд был выпущен по северной части Севастополя . Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика.

    Но не «Дора», а именно «Карлы» оказались наиболее опасным противником 30-й батареи.

    С 30-й батареи хорошо просматривался весь фронт под Севастополем, и Александер организовал инструментальную разведку. Это оправдало себя: «Карлов», для максировки ведущих огонь одновременно с другими немецкими батареями, выдали особо яркие вспышки при выстрелах и характерный, харкающий звук. Между «чудищами» и батареей Александера завязалась артиллерийская дуэль.

    600-мм мортира типа "Карл" (Karl-Geraet) на огневой позиции под Севастополем. Лето 1942

    600-мм мортира типа "Карл" (Karl-Geraet) на огневой позиции под Севастополем. Лето 1942

    С 5 по 14 июня «Карлы» выпустили по «тридцатке» 172 бетонобойных и 25 фугасных 600-миллиметровых снарядов, повредив бетонный массив батареи. 14 июня один из 600-мм снарядов попал в орудийную башню 30-й батареи. Часть расчета погибла, но поврежденная башня могла вести огонь. По некоторым данным один из «Карлов» также был сильно поврежден огнем батареи Александера, и его вывезли в Германию. «Дору» же обнаружила разведгруппа и вызвала с Кавказа авиацию. Летчики нанесли по позиции «Доры» короткий, но ощутимый удар, выведя из строя энергопоезда, состав спецсопровождения, платформы обслуживания и вагоны с боеприпасами. Генерал-майор, командовавший «Дорой», счел за благо просить о срочном перебазировании за пределы Крыма...

    Luftwaffe бомбит Севастополь, июнь 1942 г.

    30-я батарея , вела огонь до последнего снаряда. Прекрасно понимая значение 30-й батареи в системе обороны Севастополя немцы не прекращали атаки танками и пехотой на позиции батареи. К 17 июня батарея расстреляла весь боезапас и когда последовала новая серия атак, батарейцы отбивались выстрелами учебными болванками. Попаданием такой болванки оторвало башню немецкому танку, попытавшемуся обстрелять батарею из района усадьбы совхоз-завода имени Софьи Перовской. Но бой был неравным - немцы к тому времени полностью окружили батарею и уже вели бои за овладение Северной стороной и Михайловским равелином. "Тридцатка" не сдалась даже когда стало ясно, что батарея полностью окружена и немецкие автоматчики уже просочились к башням. Подошедших автоматчиков обстреливали пороховыми зарядами - струя пороховых газов с температурой 3000°С буквально стирала немецкую пехоту с лица земли.

    24 июня немецкий пехотный полк и три саперных батальона окружили батарею и ворвались на ее территорию. Вражеские саперы применяли огнеметы, заливали в трещины бензин, использовали подрывные заряды.

    Немецкий огнеметчик. Севастополь, лето 1942

    Немецкий огнеметчик. Севастополь, лето 1942

    Александер принял решение взорвать башни, все дизели и силовую станцию, уничтожить новейшие приборы стрельбы, что было выполнено 21 июня. На батарее уже не было продуктов и воды, раненые умирали от нагнетаемого немцами дыма. Пытаясь сломить сопротивление защитников батареи, германские саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. В орудийном блоке начался пожар.

    Батарея горит. На фотографии – башня №2 (западная).

    Батарея горит. На фотографии – башня №2 (западная).

    Последним решением командования батареи было вырваться из расположения батареи, но уже не в город, а к партизанам в горы. Батарея была уже полностью окружена противником и Александер понимал, что и Северная сторона уже захвачена немцами.

    26 июня немцы прорвались внутрь батареи и взяли в плен оставшихся в живых артиллеристов. Командир батареи Александер с несколькими матросами вырвался из бетонного блока через водосток. Группа попыталась прорваться к партизанам, однако на следующий день, в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое) была обнаружена и пленена противником. Александер был в штатском, но его схватили, так как один предатель из местного населения опознал его и выдал фашистам. Александера отправили в тюрьму в Симферополь, где расстреляли, видимо, за отказ сообщить интересующие немцев данные по 30-й батарее. Так и не попало в руки немцев знамя 30-й батареи, скорее всего его уничтожили последние защитники батареи, правда ходит легенда, что знамя замуровали в стену в подземельях батареи. С другой стороны отсутствие знамени послужило причиной того, что Александер не получил посмертно Героя Советского Союза.

    В самом конце войны в руки советского командования попали секретные архивы «третьего рейха» . Они содержали чертежи и техническую документацию об уже известных нам орудиях-«монстрах», о неосуществленных проектах всевозможного «чудо-оружия» . Но каково же было удивление, когда среди этих бумаг были обнаружены описания и чертежи 30-й батареи, сделанные германскими инженерами. Это было подлинное исследование, включавшее расчеты на прочность артсистемы, износ стволов, анализ порохов и ряд других вопросов. В конце был приложен вывод о том, что «форт» русских являлся подлинным шедевром инженерного искусства и что именно он в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода.

    На одной из трофейных фотографий на развалинах батареи краской написано: «...И это был конец сильнейшей крепости мира ».

    Во время войны фортификационные сооружения батареи серьезных повреждений не получили. Были выведены из строя только башенные установки, внутренние механическое оборудование батареи и приборы управления стрельбой. При восстановлении 30-й батареи в послевоенный период, было решено максимально использовать сохранившиеся объекты.

    Башни и орудия взяли с балтийского линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава» ) и модернизировали. Теперь батарея насчитывала уже не 4, а 6 орудий МБ-3-12-ФМ калибром 305 миллиметров. На командном пункте установили самую совершенную для того времени систему управления стрельбой «Берег» с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами. Согласно спецификации, батарея была способна выдержать 10-часовую химическую атаку, или бомбардировку 2000-килограммовыми фугасами, или воздушный ядерный взрыв…

    До середины 1990-х в составе 778-го артиллерийского, а затем 51-го ракетного и 632-го ракетно-артиллерийских полков дивизион обеспечивал береговую оборону Главной базы Черноморского флота. Последний раз батарея стреляла в 1958 году. Снимали фильм «Море в огне». Орудия развернули в сторону Мекензиевых гор. В результате во многих домах близлежащих сел повылетали стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши. В 1997 личный состав 30-ки был переведен на Кавказское побережье, а фортификационные сооружения передали взводу консервации. Однако в течении 72 часов батарея может быть приведена в боевую готовность.

    До второй мировой войны в СССР было построено несколько 305 миллиметровых башенных батарей . Среди них форт Красная Горка на Балтике и знаменитая Ворошиловская батаре я на Дальнем Востоке. Сегодня из них сохранилась только «тридцатка» благодаря усилиям ветеранов Черноморского флота. Сегодня она является не только уникальным военным объектом, но и памятником морякам, которые здесь героически сражались и погибали, защищая свое Отечество.

    Координаты объекта:

    Фильм "30 батарея Севастополя". Режиссер: Юрий Федоров. Год выпуска: 2002.

    Маршрут № 30 (Всесоюзная тридцатка)

    От Хаджоха до Солоха.
    ИнструктажЪ :

    История этого уникального маршрута началась еще в 30-е годы прошлого века. Тогда
    советское правительство, озадаченное проблемой оздоровления нации, искало
    малобюджетные варианты ее решения. Рыбий жир и туристические маршруты стали
    своеобразными приоритетными национальными проектами того времени, активно
    пропагандировались и, по справедливости говоря, дали вполне убедительный эффект.

    Бывший 30-й Всесоюзный маршрут - теперь единственный высокогорный маршрут России .
    Он по-прежнему продолжает действовать, привлекая своей невероятной магической
    красотой тысячи туристов. Он является маршрутом, где туристы проходят все
    ландшафтные зоны страны. Начиная от кубанских чернозёмных степей,
    широколиственных и хвойных лесов,поднимаясь к субальпийским и альпийским лугам,
    вечным снегам и суровым ледникам. Спускаясь на южную сторону Главного хребта,
    они проходят зону лесов колхидского типа и попадают в субтропики к пальмам,
    бамбуку и магнолиям.

    Участие в таком маршруте сопоставимо с полным курсом санаторно-курортного
    лечения. Но строить санатории дорого, и в считанные годы в стране была создана
    целая сеть туристических маршрутов,построены приюты, возникли школы инструкторов.
    «Тридцатка» была очень популярным направлением, и за сезон по маршруту проходили
    около ста тысяч человек.

    Линейный маршрут
    Длина маршрута: 60 км.
    Высота min: 200 м., max: 2 087 м.

    Пос. Хаджох - плато Лаго-Наки приют «Фишт» пер. Белореченский - приют «Бабук-аул»
    пос. Солохаул

    Маршрут проходит по территории Фишт-Оштенского массива и далее, на южном
    макросклоне Кавказского хребта, тянется по водосборному бассейну реки Шахе до
    села Солох-Аул.
    В отношении ходьбы маршрут особых трудностей не представляет, хотя и имеется ряд
    крутых подъемов и спусков. Обязателен инструктаж по правилам нахождения на
    территории заповедника и по технике прохождения потенциально опасных участков
    тропы (крутых подъемов, обрывистых спусков, ветровальных участков, лавинных
    лотков, снежных полей и т.д.).

    Под рекреационным благоустройством понимается наличие или отсутствие троп,
    кострищ, домиков, балаганов и других малых архитектурных форм и т.д. Обыкновенно
    уровень благоустройства оценивают по 4-балльной шкале:
    1 балл - благоустройство не проведено вообще.
    2 балла - сложившиеся тропы и дороги, места стоянок и остановок не оборудованы
    вовсе.
    3 балла - расчищены поляны, выровнено земляное полотно, тропы в хорошем
    состоянии, имеются отдельные предметы «лесной мебели».
    4 балла - участок полностью подготовлен к приёму туристов (расчищены тропы,имеется
    питьевая вода, топливо, корм для лошадей, домики с нарами и печкой,подготовлены
    кострища, навесы от дождя, и т.д.)
    Согласно этой шкале, благоустройство маршрута в целом соответствует 3.5 баллам .

    Лучший отдых - это незапланированный отдых

    Погода в этих местах часто изменчива. Летом часто бывает,что до обеда палит
    солнце, а после - ливень стеной и к вечеру опять ясно. И так может повторятся
    каждый день подряд в течении недели. Или наоборот- засуха невыносимая. Летним
    ясным днем в горах на маршруте может доходить до +25-30 градусов, а
    ночью температура опускается до 0.. +5.

    Добраться в пос. Каменномостский (Хаджох) из ближайшего города Майкоп (40 км.)
    можно двумя простыми способами: на электричке и на пригородном автобусе отдав за
    билет около 40-50-ти рублей. Автобусы курсируют в среднем через каждые 2 часа,
    электропоезда: один утром (приезд в поселок в 9 часов), другой вечером (в7
    вечера). Поездка длится примерно 1.5 часа. Оба вида общественного транспорта
    прибывают в центр Хаджоха, где находится рыночная площадь и рынок, так же
    несколько минимаркетов. Здесь можно закупить все необходимое для похода
    невысокой категории сложности.

    Центральная площадь в Хаджохе

    ж/д станция

    Если в планы входит изучение окрестностей, то места для ночевок не сложно найти
    в частном секторе. Для этого достаточно спросить уместных таксистов на площади
    или почитать объявления на стенах и столбах здесь же. Также на территории
    поселка расположены несколько более-менее крупных турбаз,из которых можно
    выделить по размерам и сервису сеть т/б «Горная » . Предварительно изучить
    интересные объекты для местных экскурсий можно на сайте Wikimapia и в группе ХАДЖОХ-CITY на сайте "Вконтакте".

    Река Белая

    Белая-вид со смотровой

    Гора со скалой "Танковый люк"

    Пещера "Сквозная"

    Водопады "Руфабго"

    В поход нужно идти хотя бы немного подготовив организм в прогулках по окрестным
    тропам. Если нетренированный человек легко будет преодолевать подъемы в гору, то
    спуски в конце маршрута превратятся для него в каторгу! Натренировать слабые
    места мышц ног, плечей и спины можно приседая с подготовленным рюкзаком, тем
    самым проверяя и само снаряжение. Если вам покажется,что какая-то часть рюкзака
    или обуви может натереть, то лучше сразу устранить проблему.

    Одежду нужно подбирать исходя от времени маршрута. Для солнечного летнего дня
    идеальным вариантом будет: панама, светлая рубашка с длинными рукавами, брюки из
    водоотталкивающего материала, и не забудьте плащ или дождевик.Длинный рукав будет
    надежно защищать открытые участки рук от палящего горного солнца и от опасного
    растения борщевик ,после прикосновения к которому, через некоторое время
    появляется химический ожог кожи. Сильный солнечный ожог можно получить буквально
    через несколько десятков минут пребывания под солнцем незащищенных участков кожи.

    Необходимо каждому иметь с собой теплые вещи- свитер, теплые носки, шапочка +
    запасные носки, штаны и спальный мешок. Так же позаботьтесь о фонарике,
    батарейках и аптечке, в которой должно быть много пластыря для мозолей.
    Очень может пригодиться примус.

    Борщевик

    Низкая облачность над плато

    Ясно

    Подробнее с достопримечательностями близ Хаджоха и с картами маршрутов можно
    ознакомиться в группе ХАДЖОХ-CITY - (открытая группа). Здесь же можно задать
    вопрос админам.

    Высокогорный туристический приют «Фишт» расположен у истока реки Белая между
    горами Фишт и Оштен. Состоит из 2-х полутораэтажных домов со спальными местами,
    оборудованного кострища с кастрюлями и котлами с кипящей водой, туалетом.
    Стоимость ночевки в доме- около50 рублей с человека. Перед домами расстилается
    ровный луг с местом для палаток. В приюте продают алкоголь и другие продукты.
    Здесь идеальное место для восстановления сил.

    Следующая часть маршрута будет немного сложней. Проверьте - укладываетесь ли вы
    в сроки прохождения кпп, иначе могут оштрафовать на выходе из заповедника.

    Сразу после выхода из приюта вы проходите мемориальный камень и тропа
    будет подниматься все время вверх с небольшими передышками. Маршрут огибает
    восточные отроги горы Фишт. Еще несколько километров и Вы на одном из красивейших
    перевалов страны. Называется он- перевал Белореченский. На нем тоже происходили
    бои с немецко-фашистскими захватчиками. Есть памятник и мемориальный камень с
    выбоинами от попадания снарядов. На этом перевале начинает работать слабая
    сотовая связь (пока один Мегафон), но поговорить можно. Далее сигнал пропадает.


    На Белореченском перевале

    Тропа идет по холмистому лугу. На нем армяне обычно выпасают лошадей и коров.
    Через некоторое время вы увидите жилье пастухов, которые живут здесь со своими
    семьями испокон веков. У них для ночлега найдется отдельный домик с печкой и
    дровами.Замечу, что костры жечь, где попало в заповеднике запрещено. У армян
    можно прикупить полезнейшего парного молока.

    Вам когда-нибудь приходилось спускаться по крутой тропе, которая тянется 5 километров?
    Склон под названием «Веселый спуск» предоставит такую проверку вашим ногам на
    выносливость, а если он еще не просох после дождей, то вообще держись... Иной
    раз кажется, что он будет длиться бесконечно, пока не выйдете на поляну «Холодный
    родник». Пополнив запасы воды, и переведя дух за столом, вы, взглянув на карту,
    отмечаете, что прошли только половину спуска. До конца спуска тропа пролегает по
    буково-каштановому лесу с попадающимися вековыми деревьями и пасущимися
    полудикими свиньями.

    На вашем пути будут встречаться домики лесников, пасеки и огороды, пока не
    выйдете к реке Шахе с небольшим мостом-кладкой. Далее через километр маршрута
    вдоль этой речки вы приходите к приюту Бабук-аул.

    Через1,5-2 км. от приюта дорогу перекроет шлагбаум с контрольно-пропускным
    пунктом - выходом из заповедника. Вы ведь не выбросили билеты?

    Далее река Шахе делает плавный изгиб в южную сторону. Грунтовая дорога пролегает
    по левой стороне речки, а слева возвышаются скалы из плитняка с многочисленными
    ручейками с кристальной водой. Здесь всегда сыро и лужи иногда не обойти.Следующей
    крупной преградой станет река Бзыч которая впадает в Шахе,

    Этот поселок расположен на левом берегу реки Шахе, в 33 км от берега Чёрного
    моря. После входа в Солох, чтобы попасть на автобусную остановку, вам нужно
    пройти по грунтовке никуда не сворачивая и дойти до места где перед крутым
    поворотом начнется асфальт.
    Далее по асфальтированной дороге вдоль ручья выйти на главную трассу и свернуть
    налево.Еще немного и вас встретит автобусная остановка с продуктовым ларьком.
    Автобусы, которые едут в Дагомыс курсируют не часто.


    На остановке в Солохе.

    Хорошего Вам отдыха...

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png