Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры "тысячи Будд".

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других - волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые "исследователи". С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие "исследователи" из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: "Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире".

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа) . Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 - очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан) , также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов) , гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой) , которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун , воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в провинции Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет более 700 пещер, общая протяженность которых составляет 1680 метров.

В 492-х пещерах Магао имеются раскрашенные статуи и фрески. Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Могао - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на востоке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многие росписи покрывают стены пещер целиком.

<

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png