• Лиссабон и мыс Рока, то есть столицу Португалии и самый западный мыс Евразийского континента, с видом на Атлантический океан. Поэт Луис Камоэнс, известный нам, в основном, благодаря фильму «Покровские ворота», сказал о мысе Рока, что «это место, где земля кончается и начинается море».
  • Мадрид и Барселону, столицу Испании и столицу Каталонии соответственно - портовый город на Средиземном море, крупнейший промышленный и торговый центр, город Олимпиады 1992 года, воспетый Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье.

Что стоит сделать сверх обычной программы

  • Оставив машину на парковке, спуститься под землю и покататься на метро Лиссабона, где множество интересно устроенных и оформленных станций. Проездной на весь день стоит 10 с небольшим евро.
  • Пообедать в Меркадо-де-Рибейра, огромном рынке в центре Лиссабона, где можно найти блюда на любой вкус.
  • В Барселоне посмотреть не только Саграду Фамилию, но и побывать на старом железнодорожном вокзале Эстасьо де Франка. Хотя бы для того, чтобы оценить его красоту. И найти в нем что-то гаудианское.
  • 17 августа этого года барселонская улица-праздник Рамбла превратилась в место трагедии: террористы убили 17 человек и ранили 100. Постоять молча одну минуту на перекрестке с площадью Каталонии.
  • Подняться к снегам Сьерра-Невады, чтобы побывать на самом южном европейском горнолыжном курорте. Так в одной поездке можно совместить купание в море и катание на горных лыжах или сноуборде. И это - в Испании, а не в !
  • Автомобиль можно арендовать прямо в аэропорту даже без предварительного бронирования. Но лучше, конечно, проштудировать rentalcars.com и выбрать машину заранее. То есть определить ее класс. Выбирать марку-модель бессмысленно. Хитрецы-прокатчики выдадут то, что будет в наличии. И обязательно попытаются пересадить вас на машину подороже.

Про что стоит знать

При поездке за границу стоит запастись международным водительским удостоверением, которое теперь можно сделать через МФЦ. Но на самом деле прокатчики требуют его крайне редко. А дорожная полиция остановит вас в экстраординарном случае - если будете ездить задом по автостраде, вилять на дороге или нестись сломя голову.

Перед поездкой необходимо хотя бы в общих чертах изучить правила дорожного движения той страны, куда вы направляетесь. Знаете ли вы, например, что в Испании за езду с голым торсом, в шлепках или за то, что водитель пьет за рулем воду? Кстати, не торопитесь радоваться, сдав машину в прокатную контору - штраф может догнать вас и дома, по почте. А платить его обязательно - если хотите вновь приехать в страну и сесть за руль.

Чтобы не «попасть» при аренде машины на дополнительные расходы, внимательнейшим образом изучайте договор до его подписания. Обратите внимание, в нем могут быть дублирующие друг друга страховки. Но полное покрытие в любом случае стоит оставить. Чтобы не платить за навигатор, который может стоить как сама машина и без которого в чужой стране сейчас просто не обойтись, закачайте дома на смартфон или планшет местные карты. Детское кресло, которое в прокате тоже стоит очень дорого, лучше взять из дома. А может, купить на месте. Перефразируя Суворова, хитрость города берет. А также машины напрокат.


  • Важно изучить не только правила движения, но и парковки в тех странах, куда вы направляетесь. Если говорить кратко, парковочные места, отмеченные синей разметкой - платные. Где-то рядом есть паркомат. Запаситесь монетками. Банкноты и кредитные карты аппарат может не принимать. Зеленая или оранжевая разметка дает преимущество резидентам. Приезжим также придется платить за стоянку. Бесплатная парковка отмечается белой разметкой. Старайтесь искать именно такие места. Но в центре Барселоны, например, их нет вообще.
  • Быстрее ездить по платным дорогам (в Испании - A, AP,R или просто autopista) - прямым и со скоростным лимитом 100–120 км/ч. На пунктах оплаты занимайте полосы, отмеченные значком с монетами, банкнотами или банковскими картами, если у вас нет транспондера. Но платным дорогам всегда есть бесплатные альтернативы - дороги N (autovia). Естественно, едешь по ним гораздо медленнее, потому что там множество перекрестков, светофоров и они не прямые, а извилистые. Но тем интереснее становится путешествие!
  • Несмотря на то, что в вашем распоряжении автомобиль, приготовьтесь много ходить, в том числе по лестницам. Достопримечательности обычно сконцентрированы в исторических центрах городов, где если и есть парковочные места, то, как правило, платные, да и те заняты местными. Используйте общественный транспорт. И в Португалии, и в Испании он развит очень хорошо. Кстати, на знаменитые лиссабонские трамвайчики лучше смотреть со стороны: они переполнены туристами с утра и до позднего вечера. А хотите познакомиться со старыми трамваями поближе - отправляйтесь в Порту, 300 км от Лиссабона, где расположен музей трамваев.
  • Если автомобиль исчез с места стоянки - скорее всего, его эвакуировали. В таком случае придется обращаться в муниципальную полицию. Если только собрались эвакуировать - возможно, удастся договориться об оплате штрафа на месте или вовсе отделаться предупреждением. Впрочем, лучше не рисковать и внимательно смотреть на все знаки и читать информационные таблички. Если не владеете языками, стоит использовать онлайн-переводчик. Помните, что штрафы большие и платить их неудобно.
  • Несмотря на географическую близость, эти страны разные и разнообразные. Даже в одной Испании 17 регионов, жители которых делают вид, что не понимают ни языка соседей, ни принципов их жизни. Северяне ругают ленивых южан, жители запада не сходятся с живущими на востоке. Обычная история.
  • Границы между странами Евросоюза практически незаметны, и можно завтракать в Португалии, а ужинать в Испании, или наоборот.
  • Протяженность побережья Потругалии - 1793 км. И эта страна раз в пять меньше соседней Испании. Если в вашем распоряжении всего несколько дней, не старайтесь объять необъятное и побывать во всех местах, что указаны в путеводителях. Все время торопясь, вы не получите удовольствия и тем более не сможете отдохнуть. Планируйте не больше трех объектов для посещения на каждый день, а остальное время посвятите прогулкам в свободном режиме. Будет что посмотреть в другой раз, когда вернетесь.

Один из лучших магазинов португальских вин - Garrafeira Nacional в Лиссабоне. Он расположен на той же улице, что и лифт Санта Жушта, но чуть выше, в доме 18.

Если исключить «пылесборники», из Испании я бы посоветовал везти вино, оливковое масло и, конечно, хамон - вяленую свиную ногу. Причем хамон лучше купить самый простой (незрелый) и недорогой, в обычном супермаркете (например, Меркадоне), попросив продавца отпилить копыто, чтобы проще было положить деликатес в чемодан. Там же, в магазине, хамон упакуют в несколько слоев для перевозки в самолете.

Но если вы ценитель прекрасного и любите музыку или хотите сделать незабываемый дорогой подарок музыканту - купите гитару фламенко, изготовленную одним из местных мастеров.

Где и что есть

  • О, на эту тему можно написать поэму. Однако я скажу короче. Готовясь к путешествию в эти страны, настройтесь на местную кухню, с обилием фруктов, овощей, морепродуктов и мясных блюд. Выбирайте те заведения, где сидят в основном местные. Такие, как правило, расположены в стороне от туристических маршрутов. Не смущайтесь, если вам подадут меню без картинок - можно попросить официанта показать блюдо «вживую». В любом случае то, что вам подадут, окажется и съедобным, и вкусным. Не брезгуйте испанскими закусками - тапас. Ими уже можно прилично наесться. Но, конечно, стоит все-таки попробовать и суп гаспаччо, и паэлью, и вездесущую пиццу.

Кстати, возможно, иногда придется прибегнуть и к фастфуду - чтобы сократить ожидание в ресторанах и расходы. А детей угощать мороженым. Оно очень вкусное, особенно в Лиссабоне. Там же стоит полакомиться и знаменитыми португальскими пирожными-корзиночками «паштел».

Где жить

Как и в случае с едой, каждый выбирает по собственному вкусу и кошельку. Если приезжаете на день-два, лучше селиться в отеле, если на пару недель, а то и месяцев, стоит рассмотреть апартаменты, которые можно найти на booking.com или (лучше) на airbnb.ru. Но в таком случае вам придется планировать свои маршруты так, чтобы каждый день или хотя бы через день возвращаться к месту жительства.

Маршрут для поездки по Андалусии: Малага - Гранада - Хаэн - Кордоба - Севилья

  • Протяженность: 750 км
  • Время в пути: сутки
  • Осмотрено точек: 20
  • Потрачено (на двоих): 347 евро
  • Бензин: 55 евро
  • Отель: 72 евро
  • Обеды-ужины: 150 евро
  • Музеи и прочие достопримечательности: 20 евро
  • Сувениры: 50 евро

Давно собирался прокатиться на автобусах по юго-западной части Испании. Все мои предыдущие поездки в Испанию проходили вокруг и Валенсии. Захотелось чего-то нового. Поэтому весной я спланировал маршрут из Мадрида в Севилью через Кордову. Во время пути возникла спонтанная идея добавить и Португалию: только в Севилье я решил, что почему бы не поехать на море в Альбуфейру, а раз уж оказался в Альбуфейре, то надо заехать в Лиссабон… Ну и как это обычно бывает: шаг за шагом, город за городом. В итоге получилось небольшое путешествие по Испании и Португалии, сложился такой маршрут: – Кордова – Севилья – Альбуфейра – Лиссабон – Коимбра – Саламанка – Мадрид.

План автобусного маршрута

На карте: автобусный маршрут по Испании и Португалии

Маршрут был составлен так, чтобы в каждом городе побыть 2-3 дня, но при этом, чтоб и автобусные переезды были бы не утомительными, то есть – проводить в дороге не более 5 часов. Я прокатился на автобусах по Испании и по югу Португалии, побывав последовательно в 7-ми городах. Получилась отличная поездка и разнообразная: отдых на море, прогулки по старинным улицам, романтичный Лиссабон, красивые парки, великолепные виды. Рекомендую всем самостоятельным путешественникам:)
Единственное, чтобы такой маршрут получился дешевле, отели и билеты лучше покупать заранее, а не за день до выезда.

Рассказываю подробней, как все получилось.

Два дня в Мадриде

Я выделил пару дней для отдыха и прогулок по городу. Прилетел в Мадрид вечером. Хорошо, что заранее прочитал , – из терминала Т1 доехал на автобусе-экспрессе – 30 минут прямо до ж/д вокзала Аточа. Порадовался тому, что выбрал жилье рядом с метро, – не хотелось вечером блуждать в незнакомом районе.

К моему удивлению, не нашел рейсов из Мадрида в Кордову популярной в Испании автобусной компании Alsa. Поэтому купил билеты на автобус компании Socibus прямо на автовокзале. На сайте Socibus почему-то не удалось. Стоимость билета 18 евро.


На фото: туристы покупают билеты на автобус Socibus на автовокзале Мадрида

В день выезда добрался до автовокзала на метро – сначала по голубой линии до станции Pacifico, потом по серой линии до станции Mendez Alvaro. Автобус стартовал по расписанию. Мы ехали до Кордовы около 5-ти часов с одной 15-ти минутной остановкой. Как оказалась Socibus вполне неплохая компания. Правда в салоне автобуса не было встроенных телевизоров как в Алсе.


На фото: автобус Socibus, следующий по маршруту Мадрид – Кордова

Два дня в Кордове

В Кордову приехали около 16-00. Автовокзал на карте находится . Прямо напротив него, через дорогу – ж/д вокзал. Удобно!

Еще перед поездкой я забронировал номер в отеле Serrano . Отель выбрал из-за удобного расположения – от вокзала не больше 10 минут. Для тех, кто проезжает Кордову на автобусах и поездах – это оптимальный вариант. Заселили очень быстро, правда комнату дали с окном на внутренний дворик. Впрочем на пару дней это не беда, учитывая цену.


На фото: прогулка по исторической части Кордовы, Испания

Кордова оказался очень интересным городком, нарядные белые улочки, много цветов, прекрасные магазинчики и сувенирные лавки.


На фото: Кордова славится своими цветочными уличными декорациями

Интересно просто ходить по улицам и фотографировать.


В середине дня многие заведения были закрыты, однако я побродил по старой части города, и вышел к реке и римскому мосту.


На фото: Римский мост в Кордове

Как выяснил позже, на этот мост лучше всего идти вечером, когда он эффектно подсвечен. Жаль фотки не получились.


На фото: кондитерская, где продают туррон в Кордове

Будете в Кордове, обязательно попробуйте местный туррон – это такие плитки из нуги и жареных орехов. Рецепты разные, но все турроны очень вкусные. Набрал несколько с собой в дорогу.

Автобусных билетов с нормальными ценами и временем выезда из Кордобы я не нашел. Наверное дело в том, что стал искать билеты накануне отъезда. Поэтому в Севилью я поехал не на автобусе, а на поезде Renfe. Билеты купил прямо на ж/д вокзале в билетном автомате за 13.55 евро. Поезд Кордова – Севилья идет 1 час 20 мин.

Севилья – родина фламенко и корриды

Перегон Кордова – Севилья был сделан на поезде. Так что в Севилью я прибыл на ж/д вокзал Санта-Хуста. На карте этот вокзал .

От ж/д вокзала на автобусе 21 доехал до конечной остановки – вокзала Plaza de Armas. От него до отеля прогулялся пешком, разбираясь по навигатору в лабиринтах старой Савильи. Еще раз порадовался тому, что путешествую с небольшим багажом.


На фото: ресепшен отеля Zaida в Севилье, Испания

Альбуфейра – курорт в Португалии на берегу океана


На фото: автовокзал Sete Rios в Лиссабоне

В Лиссабоне, как оказалось, найти хороший и недорогой отель или хостел очень непросто. Но мне повезло, – знакомые, которые уже побывали в Лиссабоне, посоветовали остановиться в Lisbonera Guest House. Хозяин хостела – Рикардо подробно рассказал о разных барах в округе и выдал карту с почти готовым однодневным маршрутом по Лиссабону:)


На фото: комната в хостеле Lisbonera, в Лиссабоне

По расположению – это конечно не центр Лиссабона, но так даже лучше. Спокойный район, рядом метро, отличный парк и супермаркеты. Все мои походы по Лиссабону начинались с парка Эдуарда, а заканчивались станцией метро “Pargue”.


На фото: вид на Лиссабон из парка Эдуарда VII

Лиссабон оказался совершенно безграничным и многоуровневым городом, несмотря на то, что каждый день я нагуливал по нему от 10 до 16 километров.


На фото: вид на Крепость Святого Георгия, Лиссабон

Теперь я знаю, что 4 дня в Лиссабоне – это катастрофически мало. В Лиссабоне хорошо бы пожить месяц (только не летом), причем не в отеле, а в хороших апартаментах. Побывать в разных барах и кофейнях. В общем, Лиссабон у меня уже запланирован на будущий сезон.


На фото: площадь Фигейра в Лиссабоне

Коимбра – небольшой, но очень уютный студенческий городок к северу от Лиссабона. Странно, что до этой поездки я никогда раньше даже и не слышал об этом городе. Городок красивый, с рекой и хорошими парками.


На фото: вид на реку в Коимбре

От вокзала до отеля дошел пешком, – 15 минут по прямой. Остановился в небольшом и приятном отеле “Vitoria” . Он находится совсем рядом с ж/д вокзалом Coimbra A, и совсем рядом с историческим кварталом Коимбры.


На фото: Отель “Vitoria” в Коимбре

В отеле все понравилось, правда мне хотелось получить номер с видом на набережную, как на картинке, но не удалось. А в целом, – чистый и уютный отельчик. В следующий раз, если буду в Коимбре, остановлюсь тут же.

В Коимбре четко выражены две части – старая и новая. Туристы видят только историческую часть города с университетом и ботаническим садом, а новые квартала туристы не замечают потому что те находятся за горой.


На фото: самое растиражированное туристами место площадь Largo da Portagem в Коимбре

Здесь расположен самый старинный и самый крупный в Португалии университет.


На фото: выпускники университета в Коимбре

Квартала, примыкающие к университету, выглядят как декорации к фильму про Гарри Поттера и Хогвартс:)


На фото: студенты в португальской Коимбре

Студенческие братства – важнейший компонент жизни города, – в любое время суток в Коимбре бегают ватаги студентов-новичков, выполняющих какие-то странные ритуалы посвящения:) Смотреть на все это забавно.

Заканчивается мое путешествие по Португалии, далее – Испания.


На фото: автобус ALSA из Коимбры в Саламанку

Через два дня я уехал из Коимбры в испанскую Саламанку на . Цена билета 35 евро. Время в пути составило около 4 часов с одной 25-минутной остановкой.

Саламанка, 2 дня

Автовокзал в Саламанке находится .
Чтобы сэкономить время, в Саламанке я выбрал отель недалеко от автовокзала – “Hostal Barcelona” – вполне практичное жилье за свою цену. Все комнаты расположены на втором этаже. Несмотря на оживленность этого места я отлично высыпался каждую ночь. Основные плюсы отеля – низкая цена и отличное расположение.


На фото: ежедневная тусовка на Plaza Mayor в Саламанке

Прогулку по Саламанке начал с площади Плаза Майор. Это – центр Саламанки, тут всегда что-то происходит, – то туристы активны, то студенты. Кстати, на этой площади снимали фильм “Точка обстрела” с Дэннисом Куэйдом:)


На фото: Кафедральный Собор в Саламанке

Кафедральный Собор в Саламанке – главная достопримечательность и пожалуй, самое крупное католическое сооружение во всей Испании. Однако большинство туристов восторгаются не размерами здания, а каменной фигуркой астронавта, которую реставраторы вплели в общий барельеф на входе в собор. Будете в Саламанке – отыщите:)

Весной здесь красиво, все цветет.


Саламанка весной. Испания

Стены университета украшены узорами. Любопытно было разглядывать фигурки и детали узора, т.к. все разное, не повторяется.


На фото: барельефы на стене университета в Саламанке

На этой стене университета есть другая задача для туристов – найти каменную лягушку, сидящую на черепе. Говорят, помогает студентам сдавать экзамены.


На фото: в районе Университета Саламанки

В городе много небольших парков с красивыми видами. Если будете в Саламанке в апреле или мае, то обязательно найдите местечко El Huerto de Calixto y Melibea – это парк с множеством цветов и панорамным видом на город:


Саламанка в Испании: El Huerto de Calixto y Melibea – парк со смотровой площадкой

Вечером советую побродить в районе Calle Latina – найдете несколько отличных и недорогих студенческих баров.


На фото: Римский мост через реку Тормес в Саламанке

Также в Саламанке нужно обязательно прогуляться по старому Римскому мосту, посмотреть на уток, себя показать:)

Два дня в Саламанке пролетели незаметно. И вот – заключительный перегон Саламанка – Мадрид на автобусе AVANZA, билеты купил в кассе на автовокзале за 14.30 евро.

Автобус прибыл в Мадрид на уже знакомый автовокзал Estacion Sur. Таким образом мой автобусный маршрут по Испании и Португалии оказался аккуратно закольцован. За 16 дней побывал в 7 городах. Вот такой вот самостоятельный автобусный тур!

Итоги и выводы по автобусному маршруту по Европе


На фото: автобус въезжает в Лиссабон

Общий бюджет на транспорт составил около 140 евро. Дороговато, но ведь большая часть билетов покупалась прямо перед поездкой. Если б я купил билеты заранее, эту сумму можно было бы уменьшить вдвое.

Вот какие выводы я сделал из своего путешествия по Испании и Португалии на автобусе :

  • В каждом регионе оптимальны разные автобусные компании. Чтобы четко подобрать сегменты автобусного маршрута имейте под рукой для разных стран Европы.
  • Нужно заранее выяснять месторасположение автовокзала прибытия и, если автовокзал находится в городе, то недалеко находить отель, чтобы больше времени оставалось на осмотр города.
  • Всегда нужен смартфон с навигатором.
  • Полезно зарегистрироваться в программе ALSA+ на сайте alsa.es – за каждую поездку будут начисляться бонусы, которыми потом можно рассчитываться за билеты.
  • В небольших городах Португалии билеты на автобус можно покупать в кассах автовокзалов, а расписание смотреть на сайтах.
  • Всегда полезно иметь при себе наличку, мелкие деньги до 10 евро, на городской автобус.
  • (Рейтинг: 4.82/5. Всего голосов: 11 )

В Мадрид мы вылетали из Санкт-Петербурга. Билеты на прямой рейс у авиакомпании Iberia обошлись нам всего в 7800 рублей за человека. Брали за 3 недели до вылета. Это очень хороший вариант, тут нам очень повезло.

В Мадриде у нас было 3 полных дня. Остановились в хостеле JQC Rooms , в самом центре Мадрида, в 3 минутах ходьбы от площади Пуэрто-дель-Соль. За 35 евро в сутки в нашем распоряжении был двухместный номер с небольшим балкончиком, холодильником, микроволновкой и вентилятором. Душ и туалет были общими на этаже. Согласитесь, весьма неплохо.

Вообще, цены на жилье в Мадриде приятно удивили.
Прилетели мы в 6 утра, а заселение, как это часто бывает, было только в 14 часов. Заранее списавшись с владельцами хостела, мы выяснили, что наши чемоданы можно оставить в любое время и спокойно ждать заселения. Так мы и сделали: оставили вещи и отправились гулять.
В первые часы пребывания Мадрид поверг нас в шок. Кругом было куча мусора, бутылки из-под алкоголя, обувь прилипала к грязному асфальту, вокруг множество абсолютно неадекватных людей.
На фото главный проспект города - Гран-Виа:)


Все происходящее вокруг намекало на то, что ночью город явно неплохо так погулял. Как удалось выяснить позже, этот хаос был последствием...крупного ежегодного гей-парада:) Впрочем, об этом можно было догадаться по развешенным на каждом углу радужным флагам и идущим под руку лицам мужского пола, явно нетрадиционной ориентации.

В общем, толерантная Европа во всей своей красе. Да, признаемся, что нам было немного неловко гулять по ТАКОМУ Мадриду.

Если же забыть про эти первые часы, то в целом город произвел положительные впечатления. Часам к 10-11 утра улицы привели в порядок, а все виновники торжества отправились спать.

Мадрид наконец-то предстал во всей своей красе.


До заселения мы успели как следует изучить центр Мадрида: побывали на площади Майор, дошли до Королевского дворца, поплутали по колоритным улочкам.

Мадрид сильно цепляет и не хочет отпускать. Несмотря на то, что интересных достопримечательностей здесь не так много и долго делать особо нечего, гулять по городу очень приятно и интересно.

За 3 дня мы посетили все самые известные достопримечательности Мадрида, кроме музеев.

Королевский дворец

Дворец Сибелес

Парк Ретиро

И кормление рыбок.

Площадь Майор вечерняя

Канатная дорога

Ботанический сад

Дворец Альмудена

Испанская классика жанра: паэлья и сангрия

Испанская классика жанра №2: тапасы и сангрия:)

По итогам наших блужданий по Мадриду мы составили оптимальный, на наш взгляд, маршрут по городу , который включает в себя все самые интересные достопримечательности.

Мы попрощались с Мадридом, но не попрощались с Испанией, ведь через 10 дней нас ждала Барселона, с которой мы уже были хорошо знакомы.

Лиссабон

На третий день нас ждал ночной автобус в Лиссабон. У ночных рейсов есть одно явное преимущество - не нужно переплачивать за лишнюю ночь в отеле. Решается сразу две проблемы: и ночлег, и дорога. Билет на автобус обошелся в 35 евро , авиакомпания FixBus. Выезд в 23:35, а в 6:55 по местному времени прибывали в Лиссабон на вокзал Oriente (разница с Мадридом -1 час). Для нас это был самый длительный переезд на автобусе (8 часов), который пролетел очень быстро. Благо у FlixBus очень удобные кресла и почти всю дорогу мы проспали.

В Лиссабоне мы забронировали гостевой дом Summer Flowers за 60 евро в сутки. Это дороговато для Лиссабона, но в нашем случае выбирать практически было уже не из чего. Наше жилье по сути представляло собой мини-хостел, где имелось 7 двухместных номеров, 3 душевых, 2 туалета и одна кухня, на которой были все принадлежности. Все очень чисто, каждый день в туалетах и душевых убирались.

Располагался гостевой дом практически в центре города, в 700 метрах от площади Martim Moniz, около станции метро Intendente.
Еще раз убедились, что наличие кухни, пускай даже общей, это огромный плюс. Решается проблема с завтраками (этого сильно не хватает в обычном хостеле, без кухни или включенного завтрака). Да и в целом, если нацелены на бюджетный отдых, то можно готовить себе пищу самостоятельно, исключив питание в заведениях - а это очень большая статья расходов.

На Лиссабон мы выделили 5 дней и поначалу немного опасались того, что делать здесь столько времени будет нечего. Но оказалось, что в Лиссабоне и окрестностях есть, что посмотреть. Да, программы на каждый день были не столь насыщены, мы позволяли себе подольше поспать, пару вечеров и вовсе провели дома, но скучно нам не было.


В первый мы традиционно погуляли по центру, без всяких целей, разведали, так сказать, обстановку.

Зашли в ресторанчик, где взяли на двоих одно из самых популярных блюд португальской кухни - осьминога.

Посетили смотровую площадку Sao Pedro.

Площадь Коммерции


Кафедральный собор Лиссабона

Лиссабонская архитектура


На следующий день мы отправились в одну из главных достопримечательностей Лиссабона - Замок Святого Георгия.

В этом городе практически на каждом углу находятся смотровые площадки, но все же самая лучшая - именно здесь. По сути весь замок (а точнее все, что от него осталось) - это одна большая смотровая площадка:)

А среди туристов здесь разгуливают павлины.


Затем мы направились к площади Martim Moniz, откуда начинается маршрут Трамвая №28 - пожалуй, самой популярной достопримечательности столицы Португалии. Как и ожидалось, около остановки нас ждала немаленькая очередь. Двигалась она достаточно долго, ведь все хотели занять сидячие места, а их в трамвае не больше 20. Мы простояли около 50 минут и, как нам кажется, это не предел возможных ожиданий.

Трамвай 28 - в целом, неплохой аттракцион для туристов, но каких-то необычных эмоций ждать от этого мероприятия не стоит.

Намного лучше пройти этот маршрут пешочком. Имейте в виду, что маршрут трамвая не кольцевой, и конечная остановка находится за пределами центра города. Поэтому обратно придется возвращаться либо опять на этом же трамвае (купив еще один билет), либо пешком, как это сделали мы, погуляв по нетуристическим районам Лиссабона.

Кашкайш

На третий день мы отправились в Кашкайш - один из самых популярных курортов Португалии, омывающимся Атлантическим океаном. Напомним, что наше путешествие происходило в июле и поэтому упустить возможность искупаться в океане, хоть и довольно прохладном, мы никак не могли. Температура воды в океане в середине июля была +18.

От Лиссабона до Кашкайша - 40 минут на электричке.

Кашкайш - небольшой и очень уютный городок.

Обед (или ужин?) в Кашкайше - жареные сардинии.

Помимо нескольких пляжей, в Кашкайше есть одна очень популярная природная достопримечательность - Глотка дьявола (Boca do Inferno).

Ее мы тоже, разумеется, посетили, прихватит в собой чекушку портвейна.

Четвертый день мы посвятили району Белем, что в 6 км от центра города. Здесь сконцентрировано сразу несколько интересных достопримечательностей: Монумент первооткрывателям, Башня Белем и Монастырь Жеронимуш. В последние две, как правило, тянутся большие очереди.

Сначала мы поднялись на Монумент первооткрывателям, откуда открывается великолепный вид на реку Тежу, Мост 25 апреля и сам Лиссабон.

Затем потратили около часа, чтобы попасть в Белемскую башню. В Жеронимуш решили уже не идти.

А зря. Дадим вам ценный совет: если экономите время, внутрь Белемской башни можно не идти. Всю ее красоту можно оценить со стороны, внутри нет ничего интересного.

Смотровая площадка, расположенная наверху, сильно уступает Монументу первооткрывателям по всем параметрам. Но из-за большой популярности, в Белемскую башню постоянно выстраиваются очереди, которые отнимают много времени.

На следующий день мы поднялись на еще одну смотровую площадку, расположенную неподалеку от нашего хостела.

Затем спустились на Площадь Коммерции. Как раз этот день проходил финал Чемпионата мира по футболу-2018. На Площади Коммерции был установлен большой экран, на котором болельщики смотрели каждый матч. На финал их собралось огромное количество, включая хорватских и французских, которых, к нашему удивлению, в Лиссабоне собралось огромное количество. Мы решили не проходить мимо такого праздника и вместе со всеми посмотрели весь матч.

В тот день мы поужинали в "семейном", как их часто здесь называют, ресторанчике. "Семейные" они - потому что данный ресторан является исключительно семейным бизнесом. Как следствие, они совсем небольшие (зачастую 3-4 столика). Находятся в нетуристических местах. Большая часть посетителей - местные жители. Здесь нет постоянного меню, каждый день его пишут от руки и вешают рядом со входом. И представлено это меню всего несколькими блюдами, например, только рыбой или морепродуктами. Повар - муж, официантка - жена или дочь, ну и тому подобное. Вот в подобный ресторанчик мы и зашли, плутая где-то неподалеку от дома. И нам безумно понравилось! Во-первых, это очень вкусно. Во-вторых, намного дешевле. Для сравнения: этот Сибас я заказал днем ранее за 13 евро, на набережной, недалеко от Площади Коммерции.

В семейном ресторанчике (название которого нам так и не удалось узнать) такую же порцию мне принесли за 6 или 7 евро, с точно такой же сервировкой. Мы заказали два таких блюда, в добавок попросили вина. Нам принесли кувшин 0,5 л белого вина всего за 3 евро. Подобных ресторанчиков в Лиссабоне очень много, нужно только обращать внимание.

Еще пару смотровых площадок Лиссабона.

Попробовали местный алкогольный напиток - жинжу.

За оставшееся время мы посетили современный район города - Парк Наций (второе название района Экспо-98), где удалось увидеть одну важную достопримечательность Лиссабона - Мост Васко да Гама, который являлся самым длинным в Европе (17,2 км) до завершения строительства Крымского моста. Помимо моста здесь находится еще несколько интересных достопримечательностей: Башня-небоскреб Васко-да-Гама, Торговый центр Васко-да-Гама, Океанариум и Канатная дорога, из кабинок которой открывается отличный вид на вышеупомянутый мост и реку Тежу.

Одним словом, здесь есть чем заняться, но у нас оставалось очень мало времени, и мы не задержались здесь надолго. А жаль. Не повторяйте наших ошибок.

Утром мы отправлялись в Синтру. Здесь стоит пояснить, что большинство туристов посещают Синтру из Лиссабона одним днем. Мы, как следует изучив вопрос, решили, что вариант скакать голопом, спешно осматривая местные достопримечательности - для нас не подходит. В итоге забронировали здесь хостел Portuguese Hostel на 2 ночи за 45 евро в сутки с включенным завтраком (хоть и скромным).

Наш номер

Зоны общего пользования

Синтра, в широком смысле - это не просто город-спутник Лиссабона.

Это довольно большой национальный парк, включающий в себя вышеупомянутый Кашкайш. Здесь находится несколько невероятно красивых замков и дворцов, знаменитый Мыс Рока, несколько живописных пляжей на Атлантическом океане. Как оказалось, даже за два дня все не осмотреть.

Прибыв в Синтру и разместившись в хостеле, отправились к автобусу, который отвозил туристов к Дворцу Пена - пожалуй, самой популярной достопримечательности Синтры. Все, как всегда, оказало не так просто. На остановке выстроилась большая очередь, в которой минут 40 пришлось отстоять. Дорога к дворцу, представляющая собой крутой серпантин, заняла еще минут 15-20. И вот, наконец, мы на месте.

Пена - это огромный комплекс, включающий в себя как сам Дворец, так и крупный парк с множеством интересных объектов. Место просто потрясающее. Пожалуй, одно из лучших, что нам довелось увидеть в Европе.



Рядом с Дворцом Пена находится еще одно сооружение - Замок Мавров. И, в принципе, можно успеть посмотреть оба объекта, если начать с раннего утра.

Во второй день мы отправились на Мыс Рока - крайнюю западная точку Евразии.

Рядом с Мысом Рока находится пляж Ursa, о котором почему-то известно далеко не всем туристам. А ведь он считается одним из самых красивых пляжей не только Португалии, но и всей Европы.


Особенность пляжа заключается в том, что к нему ведет довольно непростая каменистая дорога, длинной почти 2 км. Особенно сложен последний участок пути, который проходит по ущелью. Но, поверьте, увиденное стоит того!

На следующий день из Синтры мы вернулись в Лиссабон, только для того, чтобы отправиться в Порту. Из Синтры прямые поезда до "второй столицы" Португалии не ходят. Но мы удобно состыковали наш маршрут: из Синтры поезд прибывал на вокзал Oriente - оттуда же и отправлялся в Порту. Дорога до Порту занимает 3 часа.


В Порту мы останавливались на 3 ночи. Здесь мы сняли небольшой хостел по типу очень похожий на тот, что был в Лиссабоне. Назывался он StayIN Oporto Musica Guest Apartment. Это было одно большое просторное помещение (скорее всего, квартира) с 5 или 6 спальными с 3 или 4 туалетами и душами, кухней и залом. С нашими сожителями мы практически не пересекались. За такой номер отдали всего 40 евро .

Очень интересной нам показалась система заселения, которая полностью исключает личное общее с хозяином. За сутки до заезда, на электронную почту нам прислали полный адрес + код от входной двери + код от мини-сейфа, который висел внутри, рядом с номером. В этом сейфе находился ключ от двери, туда же нужно было положить деньги за проживание. Не заселение, а целый квест:)

В Порту на 2,5 дня нас ждала довольно насыщенная программа.

Круиз под мостами на реке Дору.


Дегустация портвейна в Вила-нова-де-Гайя.

Поездка к океану на старинном трамвайчике.

Ну и, разумеется, многочисленные прогулки по старинным улочкам, которые здесь отличаются особым колоритом.

Без сангрии никуда:)

Порту или Лиссабон?

Порту, как ни странно, не похож на Лиссабон. Разумеется, иногда проглядываются общие черты, в архитектуре, например, но в целом города очень разные по своему духу. Порту поменьше Лиссабона, он более колоритный и умиротворенный. В Лиссабоне чувствуется дух столицы страны, он более живой, более шумный и разносторонний. Порту подешевле Лиссабона.

Сказать какой город понравился больше - очень трудно. Не стоит выбирать между ними, езжайте сразу в оба, благо между городами всего 300 км:)

Португалия - какая она?

Подведем в целом итоги путешествия по Португалии.

Португалия - очень самобытная страна. Нам казалось, что она сильно похожа на Испанию, но нет. Общие черты проглядываются разве что в языке и немного в кухне. За плечами у нас поездки в Прагу, Амстердам, Барселону, Мадрид, Париж, Ригу, Мюнхен, Рим, Черногорию и Хорватию. Ничего похожего в Португалии мы не обнаружили. Если вы подумываете, что устали от Европы и видели там все, то смело отправляйтесь в Португалию.

Португалия - не туристическая страна. По меркам Европы, конечно. Туристы здесь есть и даже очереди на популярные достопримечательности, подходящая инфраструктура тоже имеется, и многие местные владеют английским. Но, побывав в двух самых крупных и популярных у туристов португальских городах, мы не заметили такого ажиотажа. Нет ощущения, что все завязано на туристах. Нет типичной для Европы "обдираловки". Португальцы либо не умеют, либо не хотят зарабатывать на туристах и окружать себя ими. Везде чувствуется, в первую очередь, местный дух.

Португалия - не пляжный отдых. Куча исторических достопримечательностей и к тому же океан под боком - отличная возможность совместить культурную программу с пляжным отдыхом. Так могут многие подумать. Но, в случае с Португалией, это заблуждение. Совместить эти два вида отдыха так же хорошо, как, например, в Черногории или Барселоне , не получится. Как уже неоднократно говорилось выше, ни в Порту, ни в Лиссабоне океана и пляжей нет. Они находятся в нескольких километрах от города. Вода в этих водах прогревается до +18+19 в лучшем случае. Океан очень часто бывает неспокойным, образуются большие (и холодные!) волны. Одним словом, океан - это больше эстетическое зрелище. Купаться здесь можно, но такого удовольствия, как на теплом море, это не доставит. Да, есть еще провинция Алгарве - юг Португалии и главная курортная зона, куда нам добраться, к сожалению, не удалось. Здесь вода на один-два градуса теплее. Но это 250 км от Лиссабона на автобусе или поезде...Быть может, арендовав автомобиль получится грамотно совместить все грани отдыха?:)

Барселона

Наше путешествие еще не закончилось. Из Порту мы вылетали компанией RyanAir в Барселону. Билеты обошлись в 35 евро за штуку (пришлось доплатить около 7 евро на каждый билет за приоритетную посадку, чтобы не сдавать ручную кладь в багаж, поскольку там был ноутбук и прочие ценные вещи).

В Барселоне мы впервые серьезно столкнулись с проблемой жилья. За 3 недели до необходимых дат ничего даже близко подходящего не было. Ни квартир, ни отелей или хостелов. То ли Барселона настолько популярна у туристов, что нормальные варианты здесь очень быстро разбирают, то ли жилье за последние годы сильно подорожало. 2 года назад нам удалось снять двухместный номер с собственным душем примерно за 50 евро в сутки. В этот раз пришлось взять вариант проживание с хозяином. То есть в квартире в одной комнате жил хозяин, в другой - мы, а в третьей - еще пара туристов. Соответственно, туалет, ванная комната и кухня - в общем пользовании. И такой вариант обошелся нам в 62 евро в сутки!

В прочем, расположение квартиры было очень хорошее. На проспекте Paral-lel, между портом Барселоны и площадью Испании.
Поскольку Барселона нам была уже хорошо знакома, то никаких глобальных планов на нее у нас не было. За 2 дня побродили по любимым местам.

Сходили на пляж

Посетили Парк Цитадели, который в прошлый раз обошли стороной.

Еще раз убедились, что как ни крути, но Барселона один из самых лучших городов в Европе (из тех, где нам довелось побывать), в который хочется возвращаться снова и снова.

Сколько стоит наше путешествие?

Наверняка многих интересует вопрос. Сколько же стоит такое 15-дневное путешествие по Испании и Португалии?

Мы путешествовали вдвоем, поэтому так и будем считать.

Затраты на жилье и перемещения (самолеты, поезда, автобусы):

  • Авиабилеты Санкт-Петербург - Мадрид 108 евро х2
  • Жилье в Мадриде 70 евро за 2 ночи
  • Автобус Мадрид - Лиссабон 35 евр о х2
  • Жилье в Лиссабоне - 295 евро за 5 ночей + 10 евро городской налог
  • Жилье в Синтре - 90 евро за 2 ночи
  • Поезд Лиссабон - Порту 19 евро х2
  • Жилье в Порту - 120 евро за 3 ночи
  • Авиабилеты Порту - Барселона 35 евро х2
  • Жилье в Барселоне 125 евро за 2 ночи
  • Авиабилеты Барселона - Москва 129 евро х2

За 15 дней на городской транспорт, питание и прочие радости жизни мы потратили примерно еще 1000 евро .
Итого 2360 евро . Курс евро в то время колебался в районе 72-73 рублей за евро. Таким образом, общая стоимость нашей поездки составила примерно 170 000 рублей .

Изначально планируемое путешествие по югу Пиренейского полуострова постепенно превратилось в экспедицию по мавританским замкам, т.к. алькасар, или алькасаба (араб. дворец, крепость) – это основная достопримечательность и исторический центр большинства крупных городов юга Испании и Португалии.

А началось все в столице Андалусии, Севилье. Мы арендовали машину и поехали на запад, в сторону Португалии. Первую остановку мы сделали в симпатичном городке с веселым названием Huelva, которое произносится как "Уэльва".

После пресечения границы с Португалией, о чем можно было догадаться только по промелькнувшей табличке, мы направились в португальский город Фару, где обнаружили много интересного. Городок находится на самом берегу Атлантического океана, и берег в этом месте испещрен множеством необитаемых островков. Если забраться на колокольню кафедрального собора, то можно насладиться восхитительным видом на побережье и океан. Идя по улице, нередко встречаешь мандариновые деревья с желтеющими на них плодами, что приводит в полный восторг и к осознанию того, что ты попал в совершенно иной мир.

Вообще, при въезде в Португалию сразу обращаешь внимание на то, что люди очень охотно и хорошо говорят по-английски, даже в маленьких городах. Особенно забавно это получается у африканцев, ввиду их неповторимого акцента и непрерывных шуток.

Наслышавшись про систему Via Verde, которая активно внедряется в Португалии, после пересечения границы мы зашли в туристический центр. Via Verde – система автоматической оплаты автомобильных дорог, которая списывает деньги со специальной карточки, установленной в трансмиттер. Трансмиттер нужно арендовать и установить под лобовое стекло автомобиля. К счастью, в южной части Португалии на сентябрь 2011 года эта система везде дублировалась обычной, ручной системой оплаты, поэтому арендовать трансмиттер необходимо было только для движения по дорогам в окрестностях Порту, которые не входили в наш маршрут. Однако на дороге A22, по которой мы въехали в Португалию, уже встречаются ворота Via Verde, не продублированные "ручными" воротами. Пока они не работают, но в ближайшие месяцы их включат.

Закат в Фару был прекрасен, но он напомнил нам о том, что впереди еще без малого 300 километров до Лиссабона, а день уже на исходе. Благо, Португалия находится в другом временном поясе, и у нас появился один лишний час.

Лиссабон

Ночью мы оставили машину на парковке отеля, но утром решили сэкономить и поехали искать бесплатную общественную парковку. Только время потеряли. Все парковки – только для местных, о чем гласили соответствующие таблички под знаками "P" и наклейки на лобовых стеклах припаркованных автомобилей.

Вернувшись ни с чем на платную парковку отеля, мы оставили машину и поехали в центр Лиссабона на метро. После Барселоны сразу замечаешь какой-то другой уровень обслуживания в подземке. Как только мы подошли к автомату, перед нами возник сотрудник метро и предложил помощь, подробно пояснил, удобряя свой рассказ шутками, как тут все работает. А работает все не совсем обычно: в первый, раз помимо проезда, нужно оплатить стоимость карточки, а дальше, вместо покупки новых билетов, нужно будет лишь "пополнять" эту карточку. Очень удобно и экологично, а для туристов – сувенир.


Итак, мы в центре Лиссабона. Особенность этого города – контрастность, не нарушающая гармонии и уюта. От станции Baixa-Chado спускаешься к морю по узким параллельно-перпендикулярным улицам к огромной площади Коммерции, которая чем-то напоминает Дворцовую площадь Петербурга, только здесь ты находишься на самом берегу моря, и площадь кажется бесконечной, сливаясь с поверхностью воды. Проходишь совсем немного по набережной, и оказываешься в самом старом районе Лиссабона, Альфама, с его кривыми переулками, по которым ездят маленькие старые трамвайчики с одной фарой. Прячешься от жары в длинных мрачных галереях Кафедрального собора.

За стаканчиком портвейна в летнем кафе наслаждаешься видом окружающих тебя обшарпанных домов. Поднимаешься вверх, к крепости Святого Георгия, у подножья которого играют и танцуют уличные музыканты. Потом – опять вниз, на площадь Фигейра. Там студенты устроили акцию протеста, одевшись в черные костюмы (бедняги, на такой-то жаре!), и разлеглись прямо на площади. Едва свернув с этой площади, попадаешь в жуткий трущобный квартал, где на тебя недовольно смотрят высовывающиеся из дверей местные жители, а ты и свернуть никуда не можешь, улица длинна как тоннель.


А когда спускается вечер, располагаешься в одном из ресторанчиков на уютной пешеходной улочке Rua das Portas, потягивая портвейн в ожидании жареной трески.

Портвейн

И еще пару слов об этом вине. По возрасту портвейн, как правило, делится на два вида: обычный и десятилетний (контрастно, по-португальски). В меню так и пишут: 10 anos (10 лет). Так вот, бокал обычного портвейна стоит примерно 3 евро, а десятилетнего – 4.50. Рекомендую именно второй вариант, т.к. это что-то необыкновенное. Я не любитель крепких вин, но португальский портвейн – великолепен.

Синтра

На следующий день поехали в Синтру. Хотелось успеть также и на расположенный неподалеку мыс Рока, но не получилось, т.к. в Синтре много интересного, и эти интересности находятся на приличном расстоянии друг от друга. Дело в том, что именно в Синтре в свое время богатые и преуспевающие португальцы строили себе загородные дворцы, а поскольку местность здесь горная, то замки и дворцы строились, по обыкновению, каждый на своем холме. Так вот, начали мы с традиционного замка мавров, который представляет собой длинную замкнутую стену, вьющуюся по вершине холма, с которой открывается прекрасный вид на окрестные замки и Атлантический океан.

Обойдя стену вокруг и изрядно взмокнув, мы обратили внимание на замок Пена, который был вторым в нашем списке на посещение, и поняли, что попотеть нам придется еще немало: замок Пена, залитый жарким португальским солнцем, красовался на соседнем, еще более высоком холме. Благо, дорога к нему шла через лес, и была гораздо лучше той каменистой тропинки, что вела к замку мавров. Так что вскоре мы оказались во дворце, который своей яркостью и пестротой сильно выделялся на фоне других замков. И не случайно, ведь построил его король, и не просто так, а для любовных утех!


Когда мы, слегка пошатываясь от усталости, спустились в город, был уже вечер. Однако, невзирая на наши голодные лица, официант первого попавшегося ресторана лишь развел руками и сказал, что до семи вечера кухня закрыта (в виду сиесты). На что мы, собрав оставшиеся силы, побрели к машине, решив поесть по дороге.

Мерида

Взяв курс на Мериду, мы добрались до испанской границы уже затемно. А поскольку вместе с новым часовым поясом ко времени прибавился еще один час, то в отеле мы оказались около полуночи.

Утром нас ждала Мерида – небольшой уютный городок, бывший во времена Римской империи крупным центром, о чем свидетельствуют многочисленные руины. Есть здесь и мавританский замок – крепость Алькасаба. С нее мы и начали. Внутри стены от крепостных построек остались лишь развалины, и поэтому небольшой садик с оливковыми и лимонными деревьями, наполненный ароматом цветущих роз, оказался здесь весьма кстати.

Окинув взором уходящий в даль самый длинный в мире римский мост, прекрасный вид на который открывается со стены Алькасабы, мы двинулись в центр города. Здесь понравились римские театр и амфитеатр – они хорошо сохранились и местами восстановлены, так что возникает некий эффект, будто действительно попал в прошлое. Вообще, римский характер Мериды располагает к неспешной пешей прогулке по городу, так что, безусловно, одного дня не хватает, чтобы вдоволь насладиться этим прекрасным городом.

Вечером мы прибыли на окраину Мадрида, а утром сели в метро и поехали гулять по испанской столице. Существенную часть прогулки провели в музее Прадо, а из видов на Мадрид понравился пейзаж, открывающийся с холма Parque de la Montaña.


Хвост быка

Побывав в Испании, нужно обязательно попробовать типичное блюдо – тушеный хвост быка (Rabo de Toro или, по-английски, Oxtail). В Мадриде его подают во многих ресторанах, поэтому на ужин мы заказали именно это блюдо. Взяли одно на двоих, т.к. этот деликатес весьма питателен, кроме того, что безумно вкусен.

Толедо

Наутро отправились в Толедо – небольшой городок, бывший когда-то крупным средневековым центром. Древняя часть города стоит на холме и обнесена стеной, являя собой уникальный островок старой средневековой Испании. Гуляя по узким извилистым улицам Толедо, мы умудрились несколько раз заблудиться, зато почувствовали настоящую атмосферу этого города, которая ощущается именно на отдаленных пустынных улочках, а вовсе не на центральных площадях, наполненных туристами.

Вечером мы поехали в Гранаду, и вскоре пересекли границу автономной области Андалусия. На этом участке дорога активно ремонтируется, и нам приходилось то и дело снижать скорость. Уже начало темнеть, когда мы достигли гор, и дорога превратилась в серпантин, где из-за постоянных ограничений и радаров приходилось снижать скорость, несмотря на протест местных водителей, мигавших фарами и сигналивших на спусках. Миновав горы, дорога стала шире, что позволило нам двигаться быстрее. В какой-то момент на дороге стали появляться знаки на арабском языке, и возникло ощущение, что мы ненароком заехали в Азию. Видимо, здесь сохранились арабские поселения со времен мавров. Интересно.

За подобными рассуждениями мы достигли Гранады. Была уже глубокая ночь, но, несмотря на поздний час, добродушный сотрудник гостиницы бесплатно напоил нас чаем и рассказал о достопримечательностях города, щедро снабжая свой рассказ неповторимой мимикой.

Последний день нашего автомобильного путешествия оказался самым насыщенным. Первым делом, мы отправились искать бывшую центральную резиденцию мавров, Альгамбру, представляющую собой крепость, окруженную огромным парком. Найти ее оказалось непросто, т.к. квартал, по которому мы взбирались на холм, оказался лабиринтом из узких пешеходных улочек, лестниц и крохотных домиков.


Непосредственно во дворец попасть не удалось, буквально перед нашим носом закончились билеты (было два часа дня). Насколько нам удалось узнать, заранее купить билет тоже нельзя, то есть, единственный шанс попасть во дворец – это прийти сюда рано утром. "Ну и ладно" – подумали мы. И без дворца здесь много интересного. Вдоволь нагулявшись по Альгамбре, мы отправились дальше.

Кордова

Когда мы приехали в Кордову, уже вечерело. Тем не менее, мы успели попасть Мескиту, главный католический собор города, в прошлом – одну крупнейших мечетей в мире. Больше всего меня поразил интерьер храма. Здесь ощущается что-то такое, чего нельзя объяснить. Величественная мавританская колоннада с мрачными подвесными светильниками сменяется пышным, ярким, почти воздушным убранством центральной, католической части. В одном здании мирно соседствуют ислам и христианство, создавая сильнейший контраст, но и дополняя друг друга. Это самое потрясающее место, которое мне удалось посетить в Испании.

Наше знакомство с Севильей оказалось довольно поверхностным. Ни Алькасар, ни Кафедральный собор посетить нам не удалось, т.к. в начале поездки мы прибыли в город вечером, а в последний день путешествия у нас было совсем немного времени, и простоять огромную очередь мы бы не успели. Тем не менее, столица Андалусии произвела на нас очень теплое впечатление. Это уютный и, в отличие от Мадрида и Барселоны, спокойный город, располагающий к неспешным прогулкам. А еще здесь изумительно вкусная паэлья!

Паэлья

Это блюдо мы ели в Испании чуть ли не каждый день, т.к. это наиболее вкусное и полезное и, кроме того, абсолютно типичное произведение испанского кулинарного искусства. Его готовят практически везде. Паэлья – это сковорода с тушеным рисом, овощами и морепродуктами, иногда с добавлением мяса. Подают ее в той самой сковороде, в которой она была приготовлена, и обычно одна паэлья рассчитана на двоих. Креветки и мидии здесь просто бесподобны, с замороженными продуктами из супермаркета не сравнить. И, конечно, с паэльей прекрасно сочетается красное сухое вино.

Итоги

Напоследок хотелось бы рассказать о некоторых особенностях путешествия по Испании и Португалии. Во-первых, рекомендую предварительно составить список мест, где хочется побывать, и узнать, как там с билетами. Во многие объекты сложно попасть из-за очередей, кроме того, днем большая часть музеев закрывается на сиесту.

Перед автомобильным путешествием по Португалии стоит узнать подробнее о местной системе оплаты дорог. Если в сентябре 2011 года трансмиттер Via Verde был необходим только в районе Порту, то в будущем территория охвата этой системы может существенно расшириться.

Дороги в Португалии не дешевые, у нас получилось чуть больше 5 евро на 100 км, в Испании (юг и центр страны) – менее 0,5 евро на 100 км. Правда, и качество дорог в Португалии немного получше.

Что касается парковки, то в центр Лиссабона и Мадрида мы не заезжали, а в других городах найти бесплатное парковочное место было вполне реально.

Так что путешествие на автомобиле по Испании и Португалии – это увлекательный и наиболее экономичный способ самостоятельного посещения интереснейших мест, коих здесь великое множество!

Всем удачных путешествий, друзья!

Коллективом из пяти человек проехали маршруту Барселона – Таррагона – Гранада – Кордоба – Эль-Ромпидо - Виламоура - Лагос - Лиссабон - Порто - Лерма - Ллейда – Барселона.
Ехали на двух машинах.
Время в пути – две недели, с 25 августа по 8 сентября 2007 г.
Пройденный путь – около 5.5 тыс. км. На одной машине и 4.4 тыс.км – на другой.

Цель – отдохнуть по варианту, который успешно опробовали в прошлом году и получить впечатления теперь уже от Юга Испании и Португалии.

Подготовка маршрута и городов бронирования.
Прикинули маршрут и города ночёвок. По опыту прошлых лет решили на каждые две ночёвки в новом отеле делать две ночёвки в одном. В итоге мы получили желаемый маршрут в 11 отелях 2...4* на 13 ночей.
Прикинули варианты перелёта и попробовали искать варианты по визе.
В посольство за визой ехать не хотелось – столица от нас не близко.
Начали было с перевозчика(L-Flight), если берёшь билет - у них обозначена на сайте услуга по визе. Дозвонится им было сложно, если дозвонились – нас переключали на мальчика по визам - тот после вздоха соглашался нас выслушать и вроде как, в принципе, готов был помочь... А вот в Интернете про них хорошего было мало. Отбросили. Страшно.

Решили не рисковать и обратиться к уже опробованному в прошлом году варианту через Марко-Поло Москва. Поручили им отели, перелёт и визы. С нами работала Ольга Романова - были выполнены абсолютно все пожелания по перелёту, городам, где мы хотели ночевать, а также подобраны варианты «что-нибудь между… и между…, в пределах…евро/чел», а также добавился некоторый размах, на который, у нас первоначально духа не хватало.

Стоимость поездки. У нас получилось с учётом всех затрат, в т.ч. и на месте - около 1350 евро на одного.
Из чего сложилась стоимость: определяющим явилось желание сэкономить на отелях и перелёте, оставив денежку на более приличную машину, музеи и провинциальные рестораны. Исходя из этого отбросили аэропорты Лиссабона, Порто, Мадрида и Малаги и остановились на Барселоне, куда чартеры из столицы возят задёшево. Попросили турфирму купить нам чартер - за перелет в Барселону чартером (туда-обратно на одного) – заплатили 340 евро.
Про чартеры все знают – это лотерея со временем. И, поскольку мы из Новочеркасска и Краснодара, из-за этой лотереи расходы превысили плановую сумму у разных членов нашей команды от 85 до 362 евро. Это оплата дополнительной ночёвки в столице и покупка новых билетов из-за задержки прилёта на обратном пути.

За 13 ночей в отелях 2…4* заплатили в среднем по 500 евро/чел. 14 дней аренды авто обошлись для троих(Пежо 407 2.0НDI) 657 евро и для двоих (с нами ехали ребята на Опель Корса) 527 евро. За 5500 км (Пежо) сожгли дизтоплива на 330 евро и за 4000 км(Опель) на 225 евро. Дизтопливо от 0.85(Андорра) до 1.10(Португалия) евро за литр.
За платные стоянки – около 35 евро/машина.
Входы в музеи и замки, экскурсии на даблбэкере – около 45 евро/человек.
Обеды/ужины/завтраки+вино/пиво/кола/чипсы обходились от 8 до 35 евро в день на нос.

Прокат автомобиля.
Бронировали у Europcar через Интернет на их испанском сайте – лишь они предлагали Alfa159, а её нам очень как хотелось. Сейчас уверен, бронировать можно и через русский сайт Europcar.ru.
В аэропорту Барселоны(BCN) есть ещё офисы Hertz, Avis, Atesa и Sol-Mar – цены у всех приблизительно одинаковы.
С выбором Europcar нам повезло – из-за опоздания самолёта (чартер!) прибыли на стойку в 01-30 вместо плановых 22-00. После полуночи работал лишь офис Europcar – все остальные были закрыты до 07-00. Стойку Europcar в аэропорту Барселоны нашли рядом с прочими Rent-a-Car на терминале В, стоянка машин - там же, через дорогу.
При оформлении забыли (с расстройства, что не дали Альфу, а также ночь, устали…) на стойке главную бумагу, по которой нам дали машину. Обнаружили через пару дней и обратились в офис Europcar в Huelva, на юге Испании, – нам её восстановили без проблем. Там же выяснили, что поменять машину (если вдруг не нравиться или ещё что) на другую можно без проблем в любом офисе. Главное – позвонить заранее и выяснить наличие. Если до такого дойдёт – нам рекомендовали офисы в аэропортах – там всегда много разного.
Денежку с карты за аренду авто у нас снимали два раза. Первый раз 100% аванс + 200 евро (франшиза) – в день получения машины, её потом полностью вернули. Второй раз сняли в день сдачи автомобиля - 100% суммы по факту аренды. По возвращении домой некоторое время, где-то неделю, мы имели перед глазами выписку, где сняты обе суммы, что вызвало немало волнений.

Про МВУ я уже ранее писал в прошлом году - обязательно сделайте себе в местном ГИБДД МВУ(международное водительское удостоверение). По нему там дают машину. Могут дать и по нашему. И, если полиция не остановит, проблем не будет. Но если остановит - с 2006 года у них там поменялись правила. Про Испанию я ничего не слышал (там мы полицию прошлом году видели пару раз за 4500 км…). А вот в Италии были проблемы и очень серьёзные. Кроме того, если перед поездкой права за какой-нибудь грех вам заменили на «времяночку» - по ней там вам машину не дадут.

Кредитная карта – обязательно. Лучше две от двух разных банков. У нас одна из карт «не авторизовалась» на стойке europcar. После она работала как надо, но там был сбой. Благо, что наши ребята имели карту и средства на ней, что позволило на одну карту взять две машины.
Баланс на карте – сумма аренды плюс франшиза 100…200 евро.

Первая и последние ночёвки – в разумной близости от Барселоны. Мы выбрали первой Таррагону в 90 км и последней Ллеиду в 86 км. Дистанции между ночёвками от 80 до 790 км.

На обратном пути ехали по указателям «Aeroporto», а ближе – по указателям «Rent-a-Car parking». Заблудиться невозможно.
Машину поставили на стоянку, выгрузились и сдали специально обученному человеку с бэджем. Тот осмотрел, проверил полный бак, бардачок, багажник, расписался в в бумаге и один лист выдал нам.
Наши ребята, что ехали с нами вместе на Опеле, слегка вмяли и поцарапали на жутко тесном подземном паркинге обе правые двери – это обошлось им 39 евро. Им мальчик на приемке принёс кассовый аппарат – подписали чек и «бай». Процедуры оформления, как на старте, так и на финише заняли не более получаса с поиском стойки и поиском машины на стоянке.

Класс авто.
Нас было пятеро. В одной машине ехали трое, а в другой – двое.
Поэтому мы заказали для троих «AlfaRomeo 159 1.9 TDI or similar». По факту нам выдали «or similar» дизельный Пежо 407 2.0 НDI/132 л.с.. Наше замечание, что это никак не катит на «or similar», принято не было. Для троих, однако, машина замечательная и эмоции оставила лишь положительные.

Для двоих - Опель Корса / Рено Клио. Дали Опель Корсу 1.3 СDТI/75 л.с.. Шустрая, удобная. Но, в сравнении с Пежо 407, чуть более шумная и жесткая. При движении по магистралям никак не уступала Пежо в скорости (по динамике уступала) и ребята от нас ни разу не отстали.

Езда по дорогам Испании и Португалии
В прошлом году ехали исключительно по картам/указателям, а в этом году решили испытать чудеса прогресса. Использовали коммуникатор Golgfish E-Ten 500, у него есть GPS-приемник, с установленными Тот-Томом (программа-маршрутизатор) и картой Испания-Португалия. Том-том с картами купили за 150 руб. в магазине компакт-дисков.
Штука чрезвычайно приятная. Позволяет проложить маршрут от текущего местоположения до нужного места как по собственной карте, так и по домашним заготовкам адресов. Как автомобильный, так и пешеходный. Ищет адреса. Показывает парковки, заправки и прочие прелести. Если проехал нужный поворот – он сам маршрут перепрокладывает. Хотя не раз попадались новые дороги, про которые Том-Том не знал – видимо, карты у нас были старые. Были также и адреса отелей, которые Том-Тому не известны или пишутся они в Том-томе чуть-чуть не так. Помог Интернет. Перед поездкой зашли на сайты-маршрутизаторы и по списку адресов отелей, где нам забронированы ночлеги, определились с их нахождением и занесли дома в список Том-Тома (использовали http://www.guiacampsa.com, http://www.viamichelin.com/, www.map24.com).

Отмечу, что интереснее всё-таки ехать старым проверенным способом - как мы ехали в прошлом году - по купленной на заправке карте и распечаткам мест отелей из маршрутизаторов. С Том-Томом скучно – сразу уверенно попадаешь на место.

В пути один из нас был штурманом (по очереди), который следит за Том-Томом и указателями. На длинных скоростных развязках несколько раз попадали так, что свернув на съезд направо, возносились над дорогой по эстакаде и уходили влево…

Состояние дорог позволяет без особого напряжения преодолевать за день до 800 км «с осмотром красот».
Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме Granada, Cordoba и Porto бесплатные и доступные. А в городах в большинстве случаев, что проще и дешевле – на подземных парковках. Они в изобилии во всех исторических местах и старых кварталах.

Полицию видели в Испании два раза на дорогах и на въезде из Андорры (…сколько везёте спиртного? Это всё? Только себе! Адьёс!), а в Португалии один раз на выезде из города и при выезде из страны. Ни одного стационарного поста, как и в прошлом году, за 5500 км мы не видели.

Заправочные станции, они же минимаркеты с соками-колой-чипсами-дорожными картами с нормальными ценами. Во всей Испании и Португалии, сначала заправка, затем оплата. Причём перед оплатой можно не спеша прочесать минимаркет – никто не торопит.
Нередко на заправке – ресторан с подносами/раздачей или с официантами и меню дня «menu del dia» с ценами 8-14 евро за неплохой обед. Кроме того, иногда ресторан на заправке – единственное место, где можно перекусить во внеурочное время. А в такое время нам как раз и хотелось завтракать/обедать/ужинать.
На заправках также – мойка самообслуживания, одного евро хватает за глаза сбить пыль и птичьи следы, а также бесплатный пост подкачки колёс/ доливки воды.

Дороги.
Про дороги уже писал в прошлом году. На Юге и в Португалии всё так же, как и на Севере. Магистрали с ограничением 120 пронизывают страну без заездов в города. Т.е. по магистралям можно двигаться со скоростью 130-140 (средняя выходит 105…115) без проблем. И, исходя из этого, рассчитывать маршрут и время. Платные дороги перемежаются с бесплатными. Особой закономерности я не заметил.

Достопримечательности.

Как только определили места ночёвок – взяли в руки путеводители и составили программу-максимум на каждый день. На месте, исходя из настроения, корректировали её в меньшую сторону. Очень помог в ориентировке среди красот комплект карт/брошюр по Испании – Португалии, который получили вместе с билетами/визами/паспортами. Описания в брошюрах дополняли красоты текстовкой к месту.
В разные дни проезжали от 200 до 750 км. Ребята, которые ехали с нами на Опеле, три дня отдыхали без машины, у них суммарный пробег получился чуть меньше – 4.4 тыс. км.
В Барселоне, Лиссабоне и Порто желающие из нашей команды использовали для обзорных экскурсий даблбэкеры. В Барселоне есть даже русскоязычный.
Если не было информации - заходили в офисы tourist information. Так, на въезде в Португалию набрали англоязычной инфо про весь юг и ехали далее уже по этой инфо. Абсолютно вся информация, включая дорожные карты, в этих офисах бесплатная.

Что нас интересовало:
Как и в прошлом году, обычный набор «красоты природы – замки – крепости» и немножко разбавили пляжами на средиземноморье и на океане.
Красоты природы присутствуют в изобилии. Горные пейзажи, шикарные песчаные пляжи с дюнами, отвесные скалы с прибоем, выжженная солнцем каменистая пустыня...
Крепостей много. Налазились в них до лёгкой тошноты. Каждый день заезжали в две-три.
В музеи, если они не в крепостях, не заходили.

Язык общения.
Испания – только испанский. В местах, истоптанных нашими - Гранаде, Кордобе, Севилье, окрестностях Барселоны и Малаги можно найти меню на русском. Чуть отъехать вгубь – «соло испаньоль». На ресепшен в отелях понимают английский. В меню ресторанов очень редко есть английский вариант. Для ресторана сделали карточку-словарик, где в табличке будут русское и испанское написание блюд/продуктов. Например: свинина гриль, картофель жаренный, суп, рыба жаренная, осьминог, пирожное и прочее. Помогло здорово.
Португалия – сложилось впечатление, что английский знают абсолютно все. Хотя для ресторана также сделали словарик. Помог. Один раз, в китайском ресторане в Vilamoura, нам вручили русскоязычное меню.

Еда.
Проблем с общепитом не было. Лишь иногда, когда после плотного завтрака про обед вспоминали после 16-00, работающий ресторан найти было не просто. Обед у них до 16, потом открываются с 19.
Четыре отеля были с включенными завтраками, которые позволяли не вспоминать об обеде. В прочих платили за завтрак и пару раз пили чай с кипятильником. Пару раз обедали на заправках (вполне прилично и достойно), несколько раз в провинциальных ресторанах в глуши – там действительно порции и один раз устроили себе праздничный ужин по поводу городской фиесты в Лерма. Нога ягнёнка под красное сухое в том месте, где это вино делают – это просто восхитительно.
Португальские отели отличаются в худшую сторону от испанских, в том числе и по качеству завтраков.

Ночевки.
На этот раз не попали на акцию со скидками на парадоры и бронировали обычные отели и апартаменты. Быть может, зря. Прошлогодние впечатления от парадоров очень даже замечательные.

Мы ночевали(по порядку):
Одна ночь в Express Tarragona 3* (DE LES CORTS CATALANES, 4
43005, Tarragona Capital, TARRAGONA, ES) – чистый, приятный отель с хорошим завтраком на западном конце центральной улицы города. Парковались бесплатно на улице.

Одна ночь в Juan Miguel 3* (ACERA DEL DARO 24 18005, Granada GRANADA, ES) – неплохой отель в центре Гранады. Парковка в подземном паркинге 11 евро.

Одна ночь в Alfaros 4* (CALLE ALFAROS 18, 14001, Cordoba,CORDOBA, ES)
- хороший отель в центре, недалеко от местных красот, с подземным паркингом за 11 евро.

Две ночи в Marismas Club Resort 4* (CARTAYA - EL ROMPIDO, KM.7
21459, EL Rompido – Cartaya, CARTAYA, ES) – гольф-комплекс из отеля и корпуса с апартаментами (комната+спальня+кухня+санузел), окружённый зелёными лужайками гольф-полей и прудами с цаплями. На территории комплекса свой супермаркет, бесплатная парковка, паровозик на океанский пляж, несколько бассейнов. Неплохой шведский стол на завтрак (вошёл в стоимость) и ужин – шведский стол за 15 евро с человека. Оставил самые приятные впечатления на маршруте. Быть может, как контраст после пекла в Кордобе.

Две ночи в Clube Hotel Apartamento do Algarve 3*, (QUINTA DO ROMAO, 8125-301, Vilamoura, VILAMOURA, PT) – трёхэтажный квадрат-квартал, внутри которого скверик с бассейном, баром и лужайкой, а снаружи, по периметру квадрата – места для бесплатной парковки. Рядом, в пяти минутах пешком, большой песчаный океанский пляж. Очень неплохое место.

Одна ночь в Via Don`Ana 3* (URB. TORRALTINHA, ED. VIA DON´ANA R/C LOJA 4 APART 76, 8600-621, Lagos, LAGOS, PT) – значительно хуже предыдущего как по расположению, так и по обстановке. Просто свечка с бассейном в новом районе. В номере есть плита, холодильник, СВЧ, балкон и вид на океан, но очень уж убого внутри, да и океан не близко. Пляжа мы там так и не увидели, хотя не сильно и хотелось.

Две ночи в Dos Anjos 3* (ANDRADE 16-18, 1170-015, Lisbon, LISBOA, PT) – скромный отель, с бесплатным подземным паркингом, практически в центре и рядом с метро. Приятный персонал. Позволил получить впечатление от столицы Португалии.

Одна ночь в Pensao Aviz 2* (RODRIGUES DE FREITAS 451, 4000-434, Porto
OPORTO, PT) – уж очень убогий. Лифт отсутствует. Какие-то личности ходят по скрипящим полам в коридоре всю ночь. Английского типа окна гремят всю ночь, краны звонко капают. Завтрак с желудёвым кофе и разбодяжиным «Zuko» вместо апельсинового сока.

Одна ночь в Alisa 3* (MADRID - IRUN KM.202, 09340, Lerma, LERMA, ES) – отличный отель с просторной бесплатной парковкой, в десяти минутах ходьбы от центра. Он почему-то у нас на карте Том-Тома был обозначен как парадор. Да и обстановка в нём парадорская. Видимо, недавно из числа парадоров был выведен.

Одна ночь в AS LLeida 3* (AP2 KM 142 (AREA LLEIDA), 25080, Alfes
LLEIDA, ES) – очень приличный отель в прямой видимости Ллеиды, расположенный в зоне сервиса на платной дороге. Рядом – ресторан с раздачей/подносами, где поужинали на 10 евро. Очень плотный и вкусный завтрак.

Езда на двух машинах.

Использованный нами вариант, когда весь путь вторая машина висит на хвосте у первой очень плох. Много внимания, которое можно было бы уделить красотам, отдавалось контролю за попутчиками. Те, кто ехал за нами боялись потерять нашу корму, а мы не отрывали взгляда от зеркала – не отстали ли? Отставали… И не раз. А те, кто был впереди, часть внимания уделяли хвосту – на месте ли и не оторвался ли…
В итоге все имели напряг протяжённостью 4.4 тыс. км.
Если уж ехать на двух, то добираться до очередного отеля лучше самостоятельно без привязки машин друг к другу. А вообще-то командой из пяти человек лучше ехать либо на одной машине. Дорожные впечатления лучше перетираются в плотном коллективе.

Различия Испании и Португалии.
1. Если их не смешивать в одной поездке, различий можно и не заметить.
2. В Португалии абсолютно все, так нам показалось, знают английский хорошо или очень хорошо. В Испании это очень редкое исключение.
3. Португалия грязнее. Не много, но заметно. Как показалось не из-за бедности, а от образа жизни.
4. На перекрёстках у светофоров просят милостыню убогие и нищие, в местах, где парковка затруднена возникают бомжеватого вида серые личности, предлагающие жестами припарковаться.
5. Дороги такие же, как в Испании, с абсолютно чёткой и понятной разметкой. Но движение по ним жёстче, правила нарушаются чаще. Вам могут посигналить сзади при задержке у светофора, могут подрезать. Наблюдали по ТВ, как полиция ловила и не всегда успешно, машины, которые едут со скоростью 245-285 км/час по мосту Васко-де-Гама в Лиссабоне. На автобусной остановке можно бросить машину и никто ничего не сделает, в отличии от Испании.
6. Дизтопливо в Португалии по 1.10 евро. Бензин и дизтопливо дороже, чем в Испании, на 8..11%.
7. На границе бдят португальские полицейские или пограничники, кто их там разберёт, а испанских мы не видели. Или не попались просто.
8. Отели беднее. Аналогичные по звёздам отель в O’Castro 2* в испанском О’Grove и отель Pensao Aviz 2* в Порто просто не сравнимы. Португальский Pensao Aviz 2* в Порто даже более убогий, чем пансион Del Claudio 1* в Бильбао.
9. На завтраках в отелях в Португалии явно жмотят.
10. В Порто, выбирая позицию для фото, чуть было не наступили на спящего под кустом негра. Там этого добра уж очень много. Из Порто было желание побыстрее убраться.
11. Все, даже самые удалённые деревни Испании производит впечатление ухоженных и населённых довольными жизнью жителей. В Португалии это не так.
В остальном же Португалия, как Испания, оставляет очень приятное впечатление.

Что мы теперь бы не делали или делали не так:
- лететь лучше регулярными рейсами - S7, «Аэрофлотом», Трансаэро или, что по деньгам так же, испанской «Иберией» до того места, откуда начинаете путь. В нашем случае – старт в Гранада. И улетать оттуда, где путь закончили – Бургас. Экономия на чартерах у нас не получилась.
- исключить переезды более 450 км. На отдыхе ведь, а не в командировке. Хотя и 700 км по Испании – в кайф.
- контраст между побережьем и непобережьем. Гранада, Кордоба и Севилья – пекло в сравнении с Малагой и Картайей. В Севилью из-за пробок на въезде в итоге не заехали, оставили на потом. Быть может даже, лучше красоты в больших городах смотреть группой на автобусе.
- машину брать покороче. Длинная машина (Пежо-407) плохо паркуется, у ребят на Корсе проблем было много меньше.

Итог
Путешествие получилось замечательным и было очень тяжко возвращаться к домашним будням.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png